150 кластеров Профессионалитета открылись в 58 регионах России. О реализации одного из самых значимых федеральных проектов страны рассказали участники пресс-конференции «Профессионалитет 2030: два миллиона рабочих кадров под запрос российской промышленности», которая прошла в пресс-центре МИА «Россия сегодня».
России сегодня нужны рабочие руки, страна нуждается в квалифицированных работниках. В этом не останется и капли сомнения, если послушать кадровиков и побывать на предприятиях энергетики, машиностроения, транспорта, строительства. Молодых специалистов высокого класса ждут в сельском хозяйстве и педагогике, металлургии и радиоэлектронной промышленности, сфере услуг и на многих других направлениях.
Предпочтение — колледжам
Заинтересовать сегодняшних школьников и дать им возможность превратиться в высококвалифицированных специалистов на ведущих предприятиях призван федеральный проект «Профессионалитет», который включает реальное софинансирование, адресную профориентацию и кадры под ключ. Немалое значение имеет и возможность PR-продвижения на федеральном уровне.
«Система среднего профобразования в России динамично развивается, — отметила замдиректора Департамента госполитики в сфере СПО и профобучения Минпросвещения России Маргарита Скворцова. — Сегодня всё больше молодых людей хотят связать свою жизнь с рабочими профессиями. Это результат системной работы на всех уровнях: как системы образования, так и бизнеса. Важно, что реализация федерального проекта „Профессионалитет“ координируется руководством нашей страны».
Она также подчеркнула, что современная система образования осуществляет подготовку кадров под запросы работодателя и гибко меняется с учётом социально-экономической ситуации в регионах и в стране. Популярность среднего профобразования в России неуклонно растёт с 2020 года: уже более 60% выпускников 9 классов, по словам Маргариты Скворцовой, отдают предпочтение поступлению в колледжи, и эта цифра постоянно растёт.
«Со своей стороны мы работаем над тем, чтобы ребята могли построить успешную карьеру, выбрав рабочую профессию для ключевых отраслей экономики. Наша амбициозная задача — к 2030 году подготовить под запрос российской экономики не менее 2 миллионов рабочих кадров, отдавая приоритет техническим специальностям», — отметила заместитель директора Департамента.
Маргарита Скворцова также добавила, что в этом году в стране было открыто рекордное количество кластеров — 150 по 19 отраслям в 58 регионах, включая воссоединенные. Планируется, что к 2030 году проект охватит все российские колледжи за исключением частных, ведомственных и тех, которые в силу своей определённой специфики не готовят кадры для реального сектора экономики.
Я б в рабочие пошёл
Ещё совсем недавно, в основном по совету родителей, выбирая будущую профессию, выпускники школ спешили стать юристами и экономистами, спрос на технические специальности резко упал. Но благодаря федеральному проекту картина постепенно меняется. Перемены видны уже на уровне сдачи ОГЭ: в 2024 г. 9% сдававших основной госэкзамен выбрали в качестве дополнительного экзамена физику, 43% — информатику. А 63% поступающих в кластеры Профессионалитета в этом году выбрали инженерное дело, технологии и технические науки.
Из 353,7 тыс. мест в кластерах Профессионалитета в этом году в топе машиностроение — 53,6 тыс. человек, техника и технологии наземного транспорта — 36,5 тыс. человек, информатика и вычислительная техника — 30,2 тыс. человек.
И это мотивированные и способные студенты, которых привлекает современная инфраструктура колледжей, ведь именно это позволяет делать образование конкурентоспособным на рынке технологического лидерства. Учёба в колледжах стала престижной, во многие из них поступить непросто: средний балл — 4, по некоторым направлениям — 4,9.
Профессиональная судьба вчерашних школьников — теперь серьёзная забота государства. В рамках Профессионалитета в 2024 году разработано более 2 300 карьерных карт во всех кластерах проекта. Карьерная карта — это личный навигатор для достижения желаемой цели, ориентира, создающего мотивацию для выпускника в процессе обучения. Она помогает студентам и школьникам построить свою будущую карьеру поэтапно, оценить рабочее место и уровень заработной платы.
Без шва и задоринки
О конкурентных преимуществах среднего профессионального образования на пресс-конференции говорил проректор Института развития профессионального образования Даниил Суханов.
«Сегодня наш институт является основным федеральным оператором проекта „Профессионалитет“. Он призван стать центром пересечения кадровой потребности и процесса подготовки этих кадров с учётом должного качества», — информировал он.
Даниил Суханов отметил, что со стороны работодателей на вхождение в проект есть большой запрос, что говорит о серьёзной конкурентоспособности.
Привлекательность для инвестирования со стороны бизнеса — одно из преимуществ проекта. Сегодня крупные предприятия начинают готовить кадры для собственных нужд, создавая профориентационные классы в школах.
Важно, что предприятия, участвующие в проекте Профессионалитет, активно вовлечены в профориентационную работу.
На данный момент к реализации профориентационных мероприятий подключились 9,4 тыс. предприятий. Уже более 514 тыс. школьников побывали с экскурсиями на предприятиях по всей России, основная часть которых прошла на предприятиях-членах Российского союза промышленников и предпринимателей.
По словам Суханова, общий объём государственного софинансирования за три года реализации проекта составил 3 к 1. Объём фактического финансирования проекта — 61,1 млрд руб., из них 46,3 млрд руб. — федеральный бюджет, 8,8 млрд руб. — средства субъектов РФ, 6 млрд руб. — деньги партнеров-работодателей. Ещё один плюс проекта — бесшовный переход студента от учёбы к работе, благодаря раннему погружению в производственную среду. Теория и занятия в современных лабораторияхв колледже параллельно с активной практикойу будущего работодателя с начала обучения. Таким образом, на предприятия приходят кадры «под ключ».
«Сегодня работодатель является полноценным участником образовательного процесса, имея возможность участвовать в составлении образовательных программ в колледжах, а также инфраструктурных листов для кластеров Профессионалитета. Всё это способствует „бесшовному“ приходу выпускника на производство и быстрой адаптации на рабочем месте», — прокомментировал Даниил Суханов.
Большое внимание уделяется повышению квалификации педагогов и мастеров производственного обучения. К 2024 году обучение прошли более 30 тыс. человек, и для масштабирования такой практики сегодня ведётся работа по созданию федеральных технопарков профобразования. Первый из них был открыт Президентом России Владимиром Путиным в 2023 году в Калуге, второй в ближайшее время откроется в Нижнем Новгороде.
За последние два года численность преподавательского состава колледжей увеличилась на 10 тысяч человек. Драйвером развития системы среднего профессионального образования стали Всероссийские чемпионаты по профессиональному мастерству. В этом году в них приняли участие более 500 тыс. человек, а партнёрами соревновательного движения стали более 7 тыс. российских предприятий. Уже в ноябре 2024 года в Санкт-Петербурге состоится финал Чемпионата «Профессионалы», который объединит участников из всех регионов страны — юниоров, студентов колледжей и техникумов и молодых специалистов.
Совокупный выпуск Профессионалитета 2024-2025 г. уже на 35% выполняет план по подготовке 1 млн специалистов для ключевых отраслей экономики.
Недавний опрос студентов о том, почему они выбрали систему среднего профобразования, показал, что в большинстве своём они ориентируются на востребованные специальности на предприятиях реального сектора экономики, возможность активной самореализации и перспективу высокого заработка.
СПО. Перезагрузка
Преимущества бизнеса в федеральном проекте в ходе пресс-конференции подтвердил советник гендиректора группы компаний «Уральская сталь» Вадим Ковалёв.
«Считается, что сегодня отечественной экономике не хватает кадров, и все мы заинтересованы лишь в одном — качестве подготовки сотрудников и их скорейшем вовлечении в производственную деятельность. И в этом смысле проект сделал невероятное — он буквально перезагрузил систему среднего профобразования», — сказал Вадим Ковалёв.
Спикер также добавил, что проект дает возможность получить образование после 9 класса — это возможность скорее стать самостоятельным, зарабатывать серьёзные деньги и помогать своим близким.
«Мы хотим сделать путь специалиста максимально простым и максимально комфортным, прежде всего для него самого. Здесь Профессионалитет выступает ещё и драйвером для изменения наших корпоративных процессов и программ. К нам приходят амбассадоры проекта, которым необходимо создать привычную для них среду, прежде всего коммуникационную, чтобы горизонтальные связи помогали максимально адаптироваться в коллективе, на производстве и не тратить на это время. Создавая такие условия, мы, прежде всего, помогаем российской экономике и создаем условия для её роста», — заявил Вадим Ковалёв.
Выпускнику важно быстро найти работу, поэтому особую роль проект отводит активному заключению договоров о целевом обучении между студентами и предприятиями.
Среди лидеров организаций-работодателей по заключению целевых договоров — Российские железные дороги. В 10 кластерах, где РЖД является опорным работодателем, обеспечено стопроцентное трудоустройство студентов. В Республике Татарстан в сентябре этого года состоялось открытие семи кластеров Профессионалитета, где также обеспечено стопроцентное заключение целевых договоров.
Совсем скоро процесс станет ещё более оперативным: к 2025 году все образовательные учреждения страны будут подключены к порталу «Работа в России», где работодатели размещают свои предложения о заключении целевых договоров. Это важный шаг в рамках практической подготовки студентов, он позволит достичь стопроцентного показателя в прохождении производственной практики.
Справка:
Федеральный проект «Профессионалитет» — одна из инициатив социально-экономического развития РФ. В основе проекта лежит отраслевой подход, подразумевающей управление системой среднего профобразования в тесном партнёрстве с предприятиями реального сектора экономики. Работодатели разного уровня от больших федеральных корпораций до среднего и малого бизнеса получили возможность участвовать в равноправном управлении колледжем за счёт разработки образовательных программ, обновления инфраструктуры колледжа, планировки кадровой потребности, влияния на контрольные цифры приёма. Бизнес получает уникальную возможность решить кадровую проблему за счёт подготовки и трудоустройства выпускников с набором компетенций, необходимых на конкретном предприятии. Это позволяет серьёзно увеличить производительность труда и в дальнейшем сэкономить на переобучении специалистов. Дополнительными преимуществами являются налоговые льготы и повышение устойчивости за счёт участия в крупном федеральном проекте. Современная инфраструктура колледжей и федеральных технопарков, задействованная в производственном процессе, обеспечит знание актуальных технологических решений.
Подробности на сайте: япроф.рф