Первокурсники вошли в вузовские аудитории, и оказалось, что учиться им существенно труднее, чем в школах. Даже отличникам, ботаникам и тем, кто привык полагаться не на репетиторов и родителей, а на себя.
Первокурсники должны осознать необходимость самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность. Школьные правила зачастую соблюдаются по необходимости, потому что о каждом прогуле, «плохой» оценке сообщается родителям. В вузе же студент учится сам для себя, никто не будет ждать работу «до следующего урока», никто не сообщит о пропусках занятий родителям. Контроля меньше — ответственности больше. Следствием нарушения учебных требований станет отчисление из университета, а не «двойка» по поведению и вызов на ковер к директору школы.
«Кстати, отличаются и основные понятия, — уточняет Татьяна Николаевна, — в вузе „ректор“, „профессор“, „куратор“ вместо „директора“, „учителя“, „классного руководителя“. Их путать их нельзя. Необходимо привыкать к новому способу преподавания: вместо школьных уроков по 40-45 минут пары длительностью 80-90 минут».
В некоторых школах в расписании старших классов уже появляются сдвоенные уроки, чтобы будущие студенты привыкали к другому формату занятий.
В университете, по сравнению со школой, меняется темп обучения. Учебный семестр, как правило, длится полгода и завершается экзаменационной сессией, соответственно, и каникулы будут только зимой и летом. Изменения касаются системы оценок: некоторые преподаватели обращают внимание не только на ответы, но и на посещаемость, активность учащегося в семестре. В сессию могут предложить зачет «автоматом» или максимальную оценку за экзамен самым инициативным. Иногда пользуются «полуавтоматом», то есть упрощают экзаменационное задание для некоторых студентов. Но, в отличие от школы, не получится уговорить преподавателя вуза «не портить дневник», положительные оценки по другим предметам в зачетке и статус «отличника» не имеют решающего значения. Успеваемость — ответственность студента, а не преподавателя. Совсем не так, как в школе.
«На первых порах все это вызывает трудности. Освоиться в новой обстановке помогают кураторы и учебная часть, где тьюторы отвечают за организацию учебного процесса», — отмечает Сауренко.
Преподаватель подчеркивает, что в вузе ценится активность студентов на семинарах и коллоквиумах, мотивированные студенты запоминаются, что помогает им в дальнейшем. Университетские занятия развивают навыки самостоятельной работы и креативность. Учебная среда стимулирует обмен идеями и мнениями, улучшаются коммуникативные навыки, и расширяется кругозор.
С первого дня учебы новоиспеченный первокурсник погружается в студенческую жизнь, совершенно отличающуюся от школьной. Расширяется круг общения, и появляются новые возможности саморазвития, которыми не стоит пренебрегать. В университете можно присоединиться к множеству клубов по интересам: дискуссионному, кино-, библиоклубу, студенческому театру или спортивным командам. С единомышленниками можно организовать занятия, которых еще не было, например, музыкальную группу или заняться туризмом, изучать редкие языки. В отличие от школы, где вся внеурочная деятельность сейчас строго регламентируется, администрация вуза всегда идет навстречу инициативам студентов.
«Помимо образования, студенты сталкиваются с различными вопросами, связанными с жильем, финансами, здоровьем и многим другим. Это заставляет волноваться, но является неотъемлемой частью взросления и обретения самостоятельности. Важный навык — находить баланс между учебой и развлечениями, — напоминает Сауренко, — необходимо учитывать свои потребности и возможности. Быть успешным студентом — значит не только идеально учиться, но и быть здоровым физически и эмоционально. Для решения проблем студент всегда может обратиться в деканат, где помогут найти решение не только учебных, но и некоторых бытовых вопросов. Например, можно получить субсидию, находясь в сложном финансовом положении».