Ещё один центр дополнительного образования, открытый благодаря нацпроекту «Образование», находится в Череповце.
– Елена Борисовна, что такое Дом научной коллаборации?
– Это центры дополнительного образования на базе вузов. Они позволяют школьникам получить опыт работы над научными и инженерными задачами. Наш центр создан в Череповецком государственном университете и носит имя Ивана Павловича Бардина. Центр объединяет школьников, студентов, педагогов, экспертов, партнёров в единое научно-технологическое сообщество.
Учат всех желающих
– В каком классе к вам приходят школьники?
– Проект «Детский университет» – для учеников 5–9-х классов. «Малая академия» – для старшеклассников и студентов 1–2‑го курсов колледжей. Обучаться может любой желающий. Направления – нанотехнологии, исследование и моделирование физических явлений, виртуальная реальность, нейросети, создание компьютерных игр, инженерный и арт-дизайн, 3D‑моделирование, робототехника, программирование и другие.
– Что из этого больше увлекает детей?
– Увлечь детей наукой непросто. Старшеклассники заняты подготовкой к ЕГЭ. Подростки, ученики 5–8-х классов, больше нацелены на общение со сверстниками. Поэтому в большей степени выбор направлений – это запрос родителей, чаще предпочитают программирование и иностранные языки. Через освоение современных технологий, компьютерных программ и приложений в процессе решения кейс-заданий или работы над проектами школьники вовлекаются в научно-техническое творчество.
Идеи проектов разрабатываются и реализуются ребятами вместе с наставниками. Получают экспертную оценку. Здесь как раз и проявляются индивидуальные наклонности и способности. Наиболее увлечённые ребята участвуют во всероссийских конкурсах и проектах. У нас есть призёры и победители Национальной технологической олимпиады, конкурсов «Большие вызовы», «Юные техники и изобретатели» и др.
– Чтобы развивать талант, нужна соответствующая среда…
– Современное высокотехнологичное оборудование, комфортные аудитории и лаборатории, зона коворкинга, располагающие к творчеству и общению, наставники из числа профессорско-преподавательского состава университета – всё это способствует раскрытию способностей учащихся.
Зажечь интерес
– Как зажечь интерес в глазах ребёнка?
– Для этого прежде всего нужно самому быть увлечённым профессионалом. Чтобы как можно больше ребят заинтересовались наукой, мы приглашаем школьников на необычные занятия. Главная идея – коллаборация. Такие уроки объединяют несколько школьных предметов с доступным приложением, которое ребята могут потом использовать на занятиях в школе, при общении со сверстниками, в проектной работе. Например, если соединить географию, литературу и информатику, получается литературная картография в приложении Гугл-карты. Это вызывает интерес в том числе у детей, которые учёбой раньше особо не интересовались.
– Бывает так, что на кого-то в школе махнули рукой, а тут вдруг ребёнок раскрылся?
– Как-то пришли к нам пятиклассники. Разделились на команды для проведения исследования. И шумные, хулиганистые ребята превзошли отличников. Один из победителей сам пришёл к нам записываться на следующий день на программу по физике. У ребёнка появилась вера в себя. И эта ситуация успеха привела его к нам.
– Наверное, это и есть главная цель – вот таких детей вытаскивать, а не тех, кто и так уже имеет мотивацию и хорошо учится?
– Именно с инициативой о массовом вовлечении школьников в научно-техническое творчество наш центр вошёл в программу развития университета.
Совместно с партнёрами мы проводим мероприятия для ребят, находящихся в трудной жизненной ситуации. Есть опыт проведения занятий для воспитанников специального учебно-воспитательного учреждения. На занятиях они мгновенно забывают, откуда они, и ведут себя как обычные школьники. Они видят в нас общество, которое готово их принять. Видят, что мир для них всё ещё открыт. Надеюсь, этот опыт даст им возможность получить интересную профессию.