Уроки пандемии. Как развивается дистанционная учеба в профобразовании

© / Александр Кряжев / РИА Новости

Пандемия коронавируса потребовала от системы образования в считанные дни перестроить учебный процесс. Московские школы и колледжи приняли вызов и с помощью современных интернет-технологий перешли на дистанционный формат уроков, лекций и даже практических занятий.

   
   

С вынужденным переходом абсолютного большинства горожан на удаленный режим работы и учебы освоение студентами столичных колледжей необходимых профессиональных знаний и умений не остановилось. Один из примеров тому преподаватели Пищевого колледжа № 33, которые ежедневно по будням читают лекции в онлайн-режиме, ведут лабораторные работы и проводят классные часы. По привычному графику проходят интернет-конференции предметно-цикловых комиссий, ведь в новойобстановке педагогам еще больше нужна методическая помощь. Полезным опытом стало проведение онлайн-педсовета.

«Переходить на „дистанционку“ было страшновато: читать лекции, не видя полной аудитории студентов, их глаз казалось практически невозможным, ведь педагог в душе актер, ему нужна публика. — рассказывает преподаватель истории и обществознания Светлана Чудинова — Но реальность оказалась по-настоящему увлекательной: появились новые технические возможности, а также острая необходимость искать дополнительные формы работы со студентами».

Классный руководитель Юлия Плетнева подметила, что студенты ее группы совсем по-другому стали относиться к заданиям, урокам, они словно повзрослели и посерьезнели за эти дни: «Тем не менее они все-таки остались детьми со свойственной им непосредственностью: с радостью махали мнеруками во время классного часа по видеоконференции, хвастались дистанционными достижениями»

Студентка 1 курса Екатерина Еремейкина осваивает специальность «Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий». Она говорит, что педагоги стараются максимально приблизить онлайн-обучение к живому общению, которого всем не хватает.

В распоряжении студентов видеоуроки, презентации и видеоролики с мастер-классами от педагогов.

   
   

Максим Тихонов учится по той же специальности, что и Екатерина, но уже на 4 курсе. Он сначалаотнесся к дистанционному обучению скептически: «Я понимаю, что „пару“ можно провести в виде конференции в Zoom. Но как быть с лабораторными и практическими занятиями, на которых мы как раз приобретаем основной навык — навык работы руками?» Оказалось, что и практическую работу можно провести в режиме онлайн или записать мастер-класс на видео. «Поймал себя на мысли, что раньше смотрел обучающие видео лучших поваров мира, а теперь смотрю такие же ролики в исполнении любимых преподавателей», — продолжает Максим.

Мастер производственного обучения Елена Севрюгина из Колледжа архитектуры, дизайна, реинжиниринга № 26 смогла наладить дистанционное обучение штукатурным и малярным работам. Её студенты получают специальность «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений». Они готовятся в том числе к руководству рабочими бригадами и должны узнать о штукатурных и малярных работах не понаслышке. Благодаря находчивости своего мастераребятам удалось получить реальные навыки, записать видео и услышать полезные наставления от профессионала.

В те дни, когда лишь появилась информация о возможности перехода на «дистант» она подготовила для ребят в пластиковых пищевых контейнерах грунтовку, шпаклёвку, обойный клей и краску и выдала их ребятам вместе с листом оргалита и флизелиновыми обоями под покраску. Задание включало в себя полный цикл стандартных работ. Каждый должен был снять на видео производимые операции, а студент Степан Игнатов подготовил и смонтировал настоящий видеоролик, который можно использовать как учебное пособие. Он говорит, что дистанционное обучение открыло новые возможности,удалось не только отработать профессиональные навыки, но и потренироваться в видеомонтаже и работе со звуком.

Для студентов, которые не успели забрать с собой необходимые инструменты и материалы, мастер, предварительно выяснив что у каждого имеется дома, подготовила индивидуальные задания.

Даже самые продуманные и совершенные удаленные технологии не могут заменить личное общение, однако режим вынужденной самоизоляции для ребят не стал режимом отрыва от учебы, педагогов и однокурсников. Студентка 3 курса направления «Дизайн интерьера» Анастасия Сидорова делится наблюдением: «Всё еще непривычно, что утром вместо того, чтобы собраться в колледж, нужно просто открыть ноутбук. Раньше кто-то из друзей шутил, что было бы хорошо ходить на лекции в одеяле и с подушкой, вот и дошутились...»

Эффект от новой реальности не только в том, что началось стремительное развитие различных дистанционных платформ и технологий, но и в том, что все смогли еще раз оценить значимость взаимопомощи, объединения людей и ресурсов. Эпидемиологическая ситуация в городе все еще сложная и преодолеть все трудности можно только сообща, считает Настя: «Дистанционный форматвоспринимается как что-то спасительное и позитивное. Многое из того, чему научились сейчас, пригодится и в привычной ситуации очного, „близкого“ обучения».