5 апреля экспертный совет «Единой России» по законодательной деятельности одобрил ряд законодательных инициатив в сфере образования. В их числе — организация системного подхода к работе групп продленного дня, а также снятие излишней бюрократической нагрузки на учителей.
В первую очередь речь идет об установлении единого подхода к организации в школах работы групп продленного дня (ГПД).
«Из 7,4 млн обучающихся 1-4 классов в продленке занимаются только чуть более 1,2 млн. Продленка есть лишь в каждой пятой школе. При этом, чем старше дети, тем группа продленного дня становится недоступнее», — пояснила координатор партпроекта «Новая школа», первый зампред комитета Госдумы по просвещению Алена Аршинова.
Она отметила, что законом об образовании установлена возможность создания продленок. Но не определен единый порядок их функционирования.
«В связи с этим зачастую в школах не предусмотрена самостоятельная подготовка домашних заданий детьми во время их пребывания в продленке. И после возвращения домой ребенок вынужден в ночи выполнять домашние задания самостоятельно, что выматывает не только ребенка, но и всю семью», — подчеркнула она.
Инициатива, которую одобрил Экспертный совет «Единой России», поможет организовать учебный процесс и дополнительные занятия на продленке, а также снизить оплату за содержание ребенка в ГПД.
В свою очередь представители родительского сообщества предложили рассмотреть возможность обеспечения детей в группах продленного дня горячим питанием.
Снять излишнюю бюрократическую нагрузку
Также экспертный Совет одобрил законопроект, снимающий излишнюю бюрократическую нагрузку с учителей. Он вводит прямой запрет возложения на педагогов работы по подготовке документов за пределами утвержденного Минпросвещения перечня. Учителя смогут применять электронную цифровую подпись и не дублировать отчетность в бумажном виде.
«Забюрократизированность работы учителя остается главной проблемой школьного дня. В 2019 году в рамках партпроекта “Единой России” “Новая школа” мы собрали информацию с регионов, как лучше решить проблему. Было выявлено не менее 49 видов документов и отчетности, заполняемых учителями», — пояснила Алена Аршинова.
Она напомнила, что в сентябре 2021 года была создана рабочая группа совместно с Рособрнадзором, где были выработаны предложения по решению проблемы.
«С сентября шли широкие обсуждения в 11 субъектах РФ, было пять пилотных регионов, 2000 учителей участвовали. Работа проведена большая», — сказал руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Анзор Музаев.
В свою очередь председатель комиссии Генсовета «Единой России» по образованию и науке Елена Шмелева отметила важность введения электронного документооборота и автоматизированного сбора тех сведений, которые сейчас собирают вручную.
«Это начало большого пути, и “Единая Россия” сразу декларировала, что возьмется за эту сложную задача. Конечно, нам нужно закладывать все те условия, которые приведут нас к единому требованию и составу электронных документов, которые будут устанавливаться правительством», — сказала она.
Льготное поступление в колледжи
Также экспертный совет одобрил инициативу, касающуюся предоставления права на льготное поступление в колледжи и техникумы для 13 социально незащищенных категорий граждан — в том числе детям-сиротам, детям-инвалидам, детям военнослужащих, погибших при выполнении своих обязанностей, и других.
«Аналогичная практика действует при зачислении в вузы. Считаем, будет правильным распространить ее и на среднее профессиональное образование. Это станет дополнительной поддержкой этих ребят», — рассказала председатель комитета Госдумы по просвещению Ольга Казакова.
Помимо этого, «Единая Россия» предложила создать учебно-производственные мастерские при колледжах для практической подготовки обучающихся по основным и дополнительным программам.
«Например, когда при училище ремесел или сельскохозяйственном техникуме создается производственная мастерская — это возможность для студентов этих учебных организаций получить отличную практику. А, как известно, час практики лучше месяца теории. Кроме того, это законодательное решение будет способствовать трудоустройству молодежи, востребованности молодых специалистов на рынке труда, станет финансовым подспорьем для самих образовательных организаций. В перспективе такие “производственные мастерские” станут основой для роста малых и средних предприятий в стране, развития этого сектора экономики», — считает Ольга Казакова.
Также экспертный совет ободрил инициативу, предлагающую изъять из закона об образовании формулировки «образовательная услуга», что закрепит престижность профессии учителя.
«Заложенный в действующей редакции закона “Об образовании” посыл, что школа и учитель оказывают “образовательную услугу”, противоречит самой сути педагогической работы, профессии учителя. Учительство — это важнейшая миссия, это труд, который нужно уважать должным образом, в соответствии с теми государственными задачами, которые выполняет педагог. Поэтому неправильно рассматривать школу с точки зрения коммерческих терминов и понятий», — подчеркнула Ольга Казакова.
«“Единая Россия” смотрит не популистски, а конкретно решает вопросы и проблемы, которые есть у конкретного учителя, конкретного директора школы, у конкретного человека. И все эти законы как раз на это нацелены. Поэтому мы их поддерживаем. Их надо принимать, они назрели, люди их ждут. И чем быстрее мы их примем, тем быстрее выполним и поручения президента, и улучшим работу наших учителей, педагогов, дадим молодым людям практическую деятельность», — заключил Сергей Кравцов.