Учеба, ставшая игрой. Поможет ли геймификация учебному процессу в школе

skynesher / istockphoto.com

Онлайн-обучение, возникшее в пандемию, как вынужденная мера, не только не исчезло после нормализации эпидемической обстановки, но и продолжило активно развиваться как у нас, так и во всем мире. Причем, онлайн- и оффлайн образование сегодня — не альтернатива друг другу, а взаимодополняющие вещи. Основным отличием образовательных интернет-платформ является возможность использовать в учебном процессе компьютерные игры, к которым молодое поколение так неравнодушно. Помогает ли это учебе или наоборот, мешает, aif.ru рассказали эксперты.

   
   

— То, что дети (особенно, маленькие) познают мир через игру, и та является основной формой их деятельности — известно давно. Обучать детей наукам, играючи, раньше помогало телевидение — вспомнить хотя бы нашу старую добрую «АБВГДейку» или зарубежную «Улицу Сезам». Но со временем компьютерные игры не только практически вытеснили телевидение, но и заменили детям все другие формы досуга.

Учение с увлечением

Родители переживают: дети с утра до вечера сидят в гаджетах и режутся в виртуальные игры и совсем не хотят учиться. Но разработчики учебных онлайн-платформ уверены: компьютерные игры должны и могут быть полезными, а цифровое образование — не заменяет, но здорово дополняет обычную школьную учебу. Недаром только на одной из образовательных интернет-платформ, наиболее известной в России, сегодня обучаются 12 млн школьников.

Психологи, и взрослые, и детские, отлично знают: людям нравится заниматься тем, что им интересно и полезно, а также тем, что у них хорошо получается. Навык игры на компьютере наши дети в большинстве своем отлично прокачали еще в дошкольные годы, и грех был бы не воспользоваться этим обстоятельством в благих целях.

Проведенное одной из наиболее популярных российских образовательным интернет-платформ исследование показало, что геймификация (использование в обучении игровых технологий) вполне может влиять на вовлеченность учеников в процесс обучения. Это происходит благодаря визуальным эффектам, интерактивности и прочим инструментам.

В этом исследовании, которое прошло в сентябре этого года, приняло участие 1130 учителей из разных регионов России. Оказалось, что 84% педагогов положительно относятся к использованию игровых платформ для обучения (во многих школах — это уже неотъемлемая часть обучения). При этом только 13,5% опрошенных учителей не определились с отношением к геймификации образования, и лишь 2% категорически возражают против нее.    
   

Плюсы и минусы геймификации

Главным аргументом в пользу этого инструмента учителя назвали то, что он повышает интерес к учебе. Об этом высказались 69,1% опрошенных, То есть, компьютерная игра — это некий «крючок», на который можно зацепить пока еще не очень мотивированного ученика, а дальше из этого уже может развиться настоящий интерес к познанию. Как оказалось, геймификация влияет на вовлеченность школьников в изучение школьных и внешкольных предметов, помогает освоить курс или пройти тему до конца. Вторым плюсом геймификации опрошенные учителя назвали улучшение запоминания материала. Об этом говорили 58,3% педагогов. Также среди плюсов упоминались вдохновение на изучение материала (44,7%), отсутствие страха совершить ошибку (44,7%) и освоение внеучебных навыков (42,3%).

Говорили педагоги и про недостатки геймификации. Так, среди минусов было названо то, что дети привыкают развлекаться, а не трудиться (так считают 30,8% педагогов), у школьников возникает интерес к игре, а не к учебному материалу (28,3%), эффективность обучения повышается лишь на краткосрочный период (19,9%), растет соперничество в коллективе (17,3%), а игра отвлекает от изучения предмета (5,7%). В то же время 35% учителей не видят никаких недостатков в геймификации обучения.

К тому же опрос показал, что 88,6% педагогов регулярно используют игровые обучающие сервисы, приложения, платформы для работы с учениками. Абсолютное большинство педагогов (97,4%) считают, что использование игровых технологий как в очном, так и в онлайн-образовании помогает школьникам в учебе. Им интереснее учиться (55,6%), они лучше запоминают учебный материал (29,2%), у них улучшается успеваемость (12,6%). Только 2,1% учителей заявляют об отрицательном эффекте механик геймификации. Они считают, что игровые элементы только отвлекают школьников от учебы (1,5%), дети ничего не запоминают (0,6%).

Учебе надо учиться

«Учитывать учебную вовлеченность важно не только для того, чтобы бесконечно повышать академические результаты школьников. 

Сейчас процесс образования настроен на то, чтобы дети „учились учиться“ — а это невозможно без интереса и высокой вовлеченности. Поэтому цель практиков и исследователей образования — выработать механизмы, которые сформируют и будут поддерживать активность учеников», — комментирует эксперт в практиках инновационного обучения, научный сотрудник международной лаборатории оценки практики и инноваций в образовании Института образования НИУ ВШЭ Анастасия Капуза.

Психолог, кандидат социологических наук Анетта Орлова также отметила, что геймификация — это сегодня не просто модный тренд, но и насущная необходимость. Современные дети так сильно загружены учебой, что только игровые технологии подчас могут служить инструментом, помогающим хоть немного разгрузить их психику и облегчить сложный познавательный процесс. Поэтому она даже пошутила, что лишение обучения игровой составляющей может считаться признаком жестокого отношения к детям. Есть и дополнительные психологические плюсы у обучения через игру. «Игровая механика позволяет школьникам встречаться с разными обстоятельствами, и выбирать способы реагирования. Так, обратная связь, которую дети получают в игре, помогает развивать критическое мышление. Ограниченность ресурсов, с которыми имеют дело игроки, развивают стратегическое мышление. Квесты развивают поисковое — логическое и интуитивное мышление», — рассказывает психолог.

Вместе с этим оба эксперта отметили, что важным моментом остается вопрос правильного баланса. Жизнь школьника не должна сосредотачиваться только на компьютере и гаджетах. Чтобы его физическое и психическое здоровье не страдали, обязательно в распорядке дня ученика должны присутствовать физическая активность, прогулки, культурная жизнь, общение с близкими и друзьями (и не только в соцсетях, но и в реальности).