Тюменские учёные впервые изучили причины отчисления студентов из вузов

Александр Горбунов / АиФ

Учёные Тюменского государственного университета (ТюмГУ) впервые изучили причины отчисления студентов из вузов. Результаты исследования опубликованы в журнале International Journal of Instruction.

   
   

Отмечается, что исследование построено на гипотезе, что на потенциал студентов и их успеваемость влияют итоги экзаменов и личностные характеристики абитуриентов. 

По словам доцента кафедры алгебры и математической логики ТюмГУ Оксаны Бердюгиной, одним из главных нерешённых вопросов является долгосрочное воздействие ЕГЭ на успеваемость студентов, выравнивают ли они успеваемость спустя несколько лет обучения либо результаты экзаменов должны учитываться в перспективе.

Для выявления взаимосвязи между итогами выпускных экзаменов и оценками за первую сессию в вузе учёные провели статистический анализ. Установлено, что более высокие результаты показывали победители олимпиад и студенты с другими индивидуальными достижениями. Для прояснения специфики и практического значения этого утверждения рассматривается ряд аспектов, относящихся к качественным характеристикам абитуриентов.

В качестве эмпирической базы для исследования учёные взяли данные по итогам приемной кампании в Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики» за 2018 года, в том числе итоги ЕГЭ отчисленных и неотчисленных студентов по русскому языку, математике и английскому языку.

Анализ полученных данных показал, что результаты этих экзаменов играют большую роль при прогнозировании успеваемости абитуриента в первый год в вузе. Кроме того, подтверждено, что поступившие в вуз по результатам олимпиад, превосходят по успеваемости тех, кто поступил на общих основаниях, даже при одинаковых показателях ЕГЭ.

Кроме того, установлено, что факт поступления по результатам олимпиад влияет на успеваемость и в дальнейшем, что связано с определёнными личными качествами таких студентов.

   
   

Между тем с точки зрения риска исключения нет разницы между учащимися, поступившими на общих основаниях, и теми, кто поступил по итогам олимпиад. Существенная разница выявлена только в результатах отчисленных и неотчисленных студентов, учившихся на платной основе. 

По словам учёных, при учёте, что оценки в вузе и вероятность отчисления напрямую зависят от итогов ЕГЭ при поступлении, косвенное влияние успеваемости на вероятность отчисления можно рассматривать как показатель наличия у студента способностей и мотивации к обучению.

Предполагается, что качество приёма студентов зависит сразу от нескольких факторов, учитывая возможность зачисления в вуз с минимальным количеством баллов и тот факт, что абитуриенты с максимальными результатами экзаменов могут быть отчислены.

По словам Бердюгиной, ещё до поступления в вуз у учащихся формируется такой специфический фактор, как восприятие риска, который влияет на степень интеграции в образовательную среду и вероятность дальнейшего отчисления. «В то же время качество образования считается комплексным показателем, включающим все стадии развития и формирования личности, условия образовательного процесса и его результаты, а также служит критерием оценки эффективности деятельности учебного заведения», – добавила она.

Учёные делают выводы, что на качество приёма абитуриентов влияет множество факторов, включая форму обучения и результаты ЕГЭ. Кроме того, на успех студентов влияют такие факторы, как социальный статус, опыт школьного образования, место жительства, личные способности. Отмечается также, что мотивация к получению образования снижает вероятность отчисления. При этом соотношение факторов зависит от престижности вуза, направления подготовки и некоторых других социальных аспектов.

Исследователи считают, что для повышения эффективности образовательного процесса важно обращать внимание на факторы, затрагивающие мотивацию студента к обучению.