Традиционные ориентиры и патернализм. Новая дисциплина для первокурсников

© / SeventyFour / istockphoto.com

В российских вузах началось преподавание новой дисциплины — «Основы российской государственности», которая вошла в базовую часть основной образовательной программы на уровнях бакалавриата и специалитета. Курс направлен на усовершенствование социально-гуманитарной подготовки студентов. Сегодня он был презентован в МИА «Россия сегодня».

   
   

Без идеологии нельзя

Разработкой курса, созданного в соответствии с поручением Президента РФ, занимался коллектив больших профессионалов — более 7 тыс. преподавателей из 600 российских университетов и исследовательских институтов. Их силами подготовлен учебно-методический комплекс и вспомогательные материалы.

Задача учебной дисциплины — сформировать систему координат, в которой будет жить и развиваться российская молодёжь.

По словам замминистра науки и высшего образования РФ Ольги Петровой, «Основы российской государственности» — курс междисциплинарный и потому гармонично вписался учебные планы первых курсов.

«Эта дисциплина, — сказала Петрова, — будет находиться в процессе постоянного развития, в том числе с учётом того, что в нём есть обязательная привязка к регионам и вузам, в которых проходит обучение».

Отвечая на упрёки тех, кого пугает слово «идеология» и всё, что с ним связано, советник Президента, Председатель Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Валерий Фадеев напомнил, что в мире нет ни одного общества и ни одного государства без идеологии, т. е. правил, рамок, моделей поведения, жизненных горизонтов и т. д. Он попросил не забывать, что вопрос идеологии — это вопрос власти.

«На Западе нет идеологии? — задал риторический вопрос спикер. — А пакет из ЛГБТ, феминизма, эвтаназии, экологизма? Это вполне себе идеология, причём радикальная».

   
   

Была в России, по словам Фадеева, идеология и в конце 80-х и особенно в 90-е годы прошлого века, причём искажающая как место России в истории, так и понимание нашей страны и её народа в мировой политике. Именно такой, многими признаваемой сегодня ошибочной, идеологией была пронизана вся жизнь страны, включая систему образования.

«Идеология была, — продолжил спикер, — но вы её не замечали и нам объясняли, что её как будто нет».

Задача же нового образовательного курса — не навязать студентам жёсткое мнение, а раскрепостить их, дать им более широкий взгляд, более широкую панораму, в ходе семинаров предусмотрена возможность подискутировать, порассуждать, задуматься о том, что есть Россия, каково её место в истории, её константы и проч.

«Новый шаг после двух-трёх десятилетий вполне определённого взгляда очень сложный, в том числе в научном смысле, — добавил советник Президента, — поэтому мы открыты для критики, и она очень важна, чтобы не бояться двигаться дальше. Открытость — очень важный элемент этого проекта».

Национальные интересы — прежде всего

Историческим событием назвал старт курса «Основы российской государственности» доктор исторических наук, декан факультета политологии МГУ им. Ломоносова, председатель Совета директоров Экспертного института социальных исследований, член-корреспондент РАН Андрей Шутов.

«Дело в том, — пояснил он, — что в социально-гуманитарные науки возвращается ценностная база, основанная на наших национальных интересах».

Шутов напомнил, что политология как дисциплина появилась в нашей стране в 1989 году, когда традиций её преподавания не было, а исследования проводились в рамках иных предметных полей. Новый предмет стал базироваться на западных учениях. «И вместе с этим контентом, — резюмировал Шутов, — мы переняли их ценностные основания. У нас подспудно преподавалась западная, прежде всего англо-саксонская версия этих наук».

Развивались, по словам декана, и другие, основанные на восстанавливавшихся отечественных традициях подходы к преподаванию и исследованиям, и теперь они могут составить основу переформатирования общественно-политических наук.

В новом курсе, констатировал спикер, необходимо дать понятие национальных интересов и понимание ценностных оснований, зафиксированных в новой редакции Конституции РФ, надо сформулировать, наконец, что же такое Россия и каков её особый цивилизационный путь.

По мнению учёного, спешить не стоит, а надо делать всё это осознанно и постепенно.

«Новая учебная дисциплина, — считает он, — это выход именно для первокурсников, которые будут осваивать другие предметы, уже зная, что у нас есть свои национальные интересы и ценностные основания».

Со своей ли ты страной?

Доктор исторических наук, профессор кафедры социально-политических учений факультета политологии МГУ им. Ломоносова Сергей Перевезенцев рассказал, что учебник был написан быстро — в течение четырёх месяцев, потому что в его основу легли уже готовые статьи учёных, озабоченных судьбой России.

«У нас, — сказал, — был готов ответ на тот запрос, который сделало государство в сообщество обществоведов. В основе нашего курса лежит единая методология — тот самый цивилизационный подход, который базируется на идеях русского консерватизма и авторами которого были два крупнейших русских мыслителя XIX века Николай Данилевский и Константин Леонтьев».

Цель курса, по словам Перевезенцева — воспитывать в студентах критическое мышление, чтобы воспринимать действительность и находить выходы из сложившихся проблем, способствуя развитию нашего государства и нашей цивилизации.

Спикер также привёл итог изучения запросов сегодняшних молодых людей, сказав, что основной из них — запрос на патернализм, т. е. на сильное государство. «И отсюда их главная задача, — продолжил профессор, — сбережение Отечества, сбережение нашего народа, сбережение нашего государства».

Говоря о ценностной базе курса, доктор политических наук, проректор РАНХиГС при Президенте РФ, научный руководитель проекта «ДНК России» Андрей Полосин подчеркнул, что ценность продекларировать и вставить в голову невозможно. «Ценность, — сказал он, — присваивается, она становится частью человека, если её понять, осознать и если она станет для человека важной».

Всё это, по мнению спикера, возможно будет сделать в ходе преподавания нового курса благодаря системе образовательных событий, т. е. лекций и семинаров, на которых у студентов появится возможность понять определённую ценность и решить делать ли её своей.

«Таким образом, — добавил Перевезенцев, — мы даём студенту возможность понять русский ли он человек, со своей ли он страной, вместе со своим народом, семьёй или это для него не то, к чему он стремится в жизни».

К словам коллег доктор исторических наук, профессор кафедры государственной политики факультета политологии МГУ им. Ломоносова Вардан Багдасарян добавил, что впервые с опорой на традиционные ценности учебное пособие впервые даёт российский взгляд на будущее и отвечает на вопрос, как реагировать России на недружелюбные вызовы.