Терпение и технология. Эксперт о том, почему важны уроки труда в школе

Родительское и педагогическое сообщество активно обсуждает анонс Минпросвещения о возрождении уже с ближайшего 1 сентября уроков труда в российских школах. Акцент планируется сделать на обучении шитью (младших и средних школьников научат ремонтировать и конструировать одежду), а также на работе по дереву, металлу и пластику. Прикладные навыки учащиеся начальной школы и 8-9 классов будут осваивать один раз в неделю (34 часа в год), а с 5 по 7 класс запланировано по два урока, 68 часов в год соответственно.

   
   

Рассуждает член Комиссии по направлению «Культура» Госсовета РФ, директор АНО Центр содействия патриотическому и духовно-нравственному воспитанию «Семья и Родина» Наталья Локтева:

Это совсем не откат назад, не реверанс советской системе образования, а логичный ответ на современные потребности и проблемы нашего общества, и вот почему. Согласно требованиям ФГОС, в основе современного образования должен лежать принцип метапредметности. Метапредметность направлена на устранение разобщенности знаний школьника, разделенных по отдельным предметам, и получение им представлений о целостной картине мира. Труд как раз и относится к метапредметам новой образовательной формы, которая выстраивается на основе традиционных учебных предметов. Вдумайтесь, сшить халат это же не только про умение обращаться со швейной машинкой, как и сколотить скворечник не только про навык забивания гвоздей. Это полноценная проектная деятельность, в которой детям придется задействовать:

1) образное мышление (представить конечный результат, придумать дизайн);

2) умение работать в команде (это вообще отдельный огромный плюс для сплочения класса, возможность проявить себя тем ребятам, которые на обычных дисциплинах не блистают);

3) знания, полученные на других уроках: от выкройки/чертежа до экономического расчета (посмотрим, как будет, но раньше на трудах каждый проект ещё и надо было просчитать, вплоть до цены одной порции перед готовкой, например) и финальной презентации получившегося изделия.

Кроме вышеназванного, крайне важен и сам факт ручного труда как такового. Проблема современных детей в том, что они подсажены на быстрый дофамин. Они окружены легкими, быстрыми удовольствиями, которыми многие нынешние родители подменяют мотивацию и дисциплину. Зачастую дети не очень понимают, зачем они изучают тот или иной предмет, кроме того, что за хорошие оценки по нему обещаны желанные материальные поощрения. Так вот, труд — это отличная возможность для ребёнка увидеть осязаемый результат своих усилий, пройти путь от задумки до конечного продукта, развить дефицитные в нынешнем поколении терпение и усидчивость.

   
   

А ещё ручной труд это возможность разгрузить мозг. Наш мозг имеет три режима работы с информацией: загрузка, обработка, производство. Современный школьник имеет жесточайший перекос в загрузке: сидит он на уроках, смотрит развлекательные видео в телефоне или слушает рассказ друга, это всё загрузка информации. Обработка происходит в основном в фоновом режиме — во время сна и рутинных действий. А производство — это любое творчество, включая создание чего-либо руками, это как раз тот момент, которого нам отчаянно не хватает. Просто вспомните себя, когда после тяжелой трудовой недели у вас появляется возможность заняться любимым хобби — порыбачить, поработать на даче, повязать и т. д.

От психологических аспектов перейдем к социальным. 

Велика вероятность, что на уроках труда школьник найдёт для себя полезное хобби, но для многих, уверена, это ещё и предопределит выбор будущей профессии. Дети разные, и далеко не всем легко дается органическая химия или запоминание исторических дат, уроки труда — это справедливая возможность для раскрытия детских талантов не только в академических дисциплинах. Да и будем честны, стране остро требуются не менеджеры и юристы, а представители рабочих профессий. Очень большая проблема, что годами детям и молодым людям шарлатаны от инфобизнеса внушали мысль о деньгах «в лёгкости». Вместо полноценного обучения, полноценного труда, поэтапного профессионального роста — купи курс, визуализируй желание и стучи по клавиатуре в тропиках, получая миллионы. Но жизнь расставляет всё на свои места, ничего не происходит «по щучьему велению». Необходимо возвращать интерес и уважение к человеку труда в классическом понимании. И начать можно с того, чтобы дать детям шанс познакомиться с рабочими профессиями. Ну а дальше, как сказал Маяковский: «Все работы хороши, выбирай на вкус!»

Безусловно, возникают вопросы и к программе уроков (пока что ощущение, что в один предмет заложили слишком много разных модулей), и к техническому оснащению школ, и к переподготовке учителей. Но это трудности преодолимы, нужно просто тщательно отнестись к тому, чтобы образовательные учреждения были обеспечены необходимой материальной базой, а сами уроки не повесили, к примеру, на географа. Это вопрос времени, внимания общественности и государства, ну и точечных решений. Главное, что вектор развития взят в высшей степени верный.