Суворовское братство. Как поступить в главное военное училище России

Фото: Олег Ласточкин / РИА Новости

Обучающиеся в СВУ не ученики, не кадеты и не курсанты. Они – воспитанники, или просто суворовцы. В стране 29 суворовских училищ и кадетских корпусов, подчинённых Мин­обороны. Все они равны, но Московское суворовское военное училище (МСВУ), по неофициальной иерархии, первое среди равных. Хотя бы потому, что с 1945 г. и до сих пор суворовцы не пропустили ни одного П­арада П­обеды.

   
   

Дети героев

Первоначально училище было создано в 1944 г. в Горьком (Нижнем Новгороде). В первом наборе было 236 сыновей погибших военнослужащих и 164 – сражающихся воинов, и это из 505 человек. Сейчас детей в училище чуть больше – 560 по штату. Но дети погибших до сих пор есть в каждом подразделении.

Чем привлекало училище мальчишек, росших без отцов в военное время? Там сытно кормили. Слов «социальный лифт» тогда ещё не знали, но СВУ поднимало одинаково и детей маршалов, и детей солдат. Позднее здесь учились внуки оружейника Калашникова, пограничника Карацупы, нынешний глава Волгоград­ской области Бочаров и бывший тульский губернатор Груздев, экс-министр иностранных дел Иванов и покойный начальник ГРУ Сергун. Среди выпуск­ников 10 Героев Советского С­оюза и Героев России.

В 1956-м училище перевели в Москву. В фильме «Офицеры» есть несколько эпизодов, связанных с МСВУ. Самый известный – когда Ванечка Трофимов, внук одного из главных героев, драит пол в казарме за то, что опоздал из увольнения, потому что смотрел в зоопарке бегемота. Тогда училище находилось в Филях, сейчас в Бабушкинском районе, но скоро переедет в Екатерининский дворец в Лефортове, в здание бывшего 1-го Московского императорского кадетского к­орпуса.

Сейчас МСВУ – это, по сути, закрытая школа для мальчиков с полным пансионом, дающая образование в соответствии со всеми гражданскими стандартами. Оно патронируется Министерством обороны, но встроено в систему среднего образования страны. ЕГЭ и ОГЭ воспитанники сдают наравне с учащимися обычных школ. Правда, на экзамены приходят в форме. Зато и результаты впечатляют: в 2018-м 93% суворовцев справились с ними на 4 и 5. Секрет прост: если «на гражданке» успеваемость – дело родителей и репетиторов, то здесь – дело училища. Есть ещё одно немаловажное обстоятельство: не каждая российская семья может вложить в сына более миллиона рублей. А именно в такую сумму обходится военному ведомству годовое содержание одного с­уворовца.

На урок – с пулемётом

В Московском суворовском учатся с 5-го по 11-й класс. Для поступления надо пройти вступительные испытания – русский язык, математику, иностранный и физическую подготовку. Предусмотрены льготы для детей погибших, но в прин­ципе прийти в училище может любой. «Сдать в суворовцы» за неуправляемость невозможно. По­ступающие сюда дети изначально одни из лучших. Конкурс – 6–7 человек на место.

Изучают суворовцы всё те же предметы, что и в общеобразовательной школе. Правда, с обязательными военными компонентами. Это что-то вроде расширенного курса молодого бойца, который перед принятием присяги проходят все военнослужащие по призыву. Помимо таких скучных материй, как уставы и воин­ская вежливость, присутствует огневая подготовка и изучение оружия. В 6-м классе п­роходят автомат АК-74, в 7-м – ручной пулемёт, далее противотанковый гранатомёт и прочее оружие Сухопутных войск. Именно к этому виду Вооружённых сил России относится МСВУ, хотя его выпускников можно встретить в разных силовых структурах и спецслужбах. При этом никакой обязаловки на поступление в профильные учебные заведения после суворовского училища не существует. Однако в прошлом году из 75 выпускников в вузы силовых структур поступили 70.

   
   

Кстати, большинство ребят ещё в период обучения определяются, куда будут поступать. Для этого после 8-го класса начинаются выезды в ведущие военные вузы страны: Казанское танковое училище, Смоленскую академию войсковой ПВО, Михайловскую военную артиллерийскую академию, Военную а­кадемию связи…

Мечта родителей

На самом деле суворовское училище – мечта родителей. Воспитанники ведут доровый образ жизни и даже гаджетами не балуются. Смарт­фоны в училище запрещены. Разрешены только кнопочные телефоны без камер. Да и те выдаются на час в сутки, чтобы в свободное время позвонить родителям. Выход в Интернет возможен, но только для выполнения учебных заданий и только через сервер училища.

Если от угроз виртуального мира закрыться ещё можно, то от реального – никак. Дети здесь хоть и особенные, но всё-таки дети, с полным набором возрастных проблем. Плюс зам­к­нутый коллектив с жёсткой регламентацией всех сторон жизни. Иногда встраивание с­ебя в социальную пирамиду происходит за счёт других ч­ленов коллектива. 

«Если бы этого не было, вот тогда я точно сделал бы вывод, что с мальчишками что-то не так, – говорит педагог-психолог Александр Пичкур. – Но выход есть: у нас для желающих покомандовать существуют совершенно легальные формы самореализации. В училище присваивают почти настоящие звания. Можно начать с вице-сержанта и дослужиться к выпуску до вице-старшины».

А питание? Оно здесь настолько правильное, что о фаст­фуде остаётся только мечтать. В столовой, где каждый день на выбор 3 вида первого и столько же второго, начинают подумывать, не ввести ли раз в месяц «вредные» пельмени. Суворовцы по ним откровенно скучают. 

Воспитанники здесь, кстати, не менее правильные, чем супы и компоты. Вот суворовец 3-го учебного курса (8-й класс) Аркадий П­опов на вопрос, не скучно ли тут без девчонок, как по писаному отвечает: «Как может быть скучно, когда рядом круглосуточно настоящие друзья? Постоянно различные мероприятия и внутри училища, и с выездом за его пределы. И, конечно же, увольнение в конце недели за хорошую учёбу и дисциплину». Уверен: парень станет прекрасным офицером. Не зря меня в армии пугали: «Ещё один «залёт», товарищ солдат, и переведём в роту, где командиром бывший с­уворовец».

Поступить сюда просто: надо сдать русский, математику, иностранный язык и физическую подготовку лучше, чем пять или шесть конкурирующих с тобой пацанов.