Ставка — от двух тыс. дол. Как работает школьное образование в Сеуле

Глава Бюро образовательной политики Организации образования Сеула господин Пак Кун Хо. © / Korean Culture and Information Service

Долгие годы стандартом новаторства в области образования были школьные программы европейских стран. Однако в последние годы все больше внимания приковано к системе образования, которая развивается в Республике Корея. Если раньше было принято считать, что южнокорейские школьники занимаются по невероятно сложной программе, то теперь страна меняет всю систему обучения. Государству с мощной экономикой уже нужны не только лишь грамотные специалисты, но и представители творческих профессий.

   
   

О том, как работает система образования в столице Южной Кореи — Сеуле — рассказал глава Бюро образовательной политики Организации образования Сеула господин Пак Кун Хо.

Владимир Шушкин, «АиФ.ru»: Раньше считалось, что азиатское образование характеризуется большим давлением на учащихся, высоким уровнем стресса. Но сейчас ситуация изменилась. Стало ли образование более творческим?

Пак Кун Хо: Сеул был первым городом, внедрившим кампанию создания в школах «атмосферы счастья». Как правило, если родители видят, что дети хорошо учатся и выполняют домашние задания, они не твердят им учиться усерднее, а наоборот, предлагают им пойти на улицу и развлечься. Школьники уделяют очень много времени учебе, и мы ставим себе задачу снизить давление на них и создать все условия для того, чтобы они посещали школу с удовольствием. Уровень стресса в школах очень высок, поэтому необходимо сделать так, чтобы ученики могли расслабляться.

Важно не только давать школьникам знания, но и воспитывать в них творческое начало. С этой целью около трёх лет назад мы начали строить специальные объекты и помещения, чтобы дети могли заниматься в них творчеством. Очень важно получать в школах необходимые знания, так как от них впоследствии будет зависеть то, смогут ли выпускники найти хорошую работу с достойной оплатой. Но кроме этого, мы также хотим, чтобы дети имели возможность выбрать свою будущую профессию, чтобы потом работа приносила им удовольствие. Поэтому мы стараемся предоставлять учащимся больше таких возможностей. Правительство Кореи начало вносить изменения в образовательные программы четыре года назад, в 2015 году. Кроме того, мы меняем учебное пространство в школах, классные комнаты, коридоры, чтобы они также помогли учащимся в развитии их творческого начала, креативного мышления.
Глава Бюро образовательной политики Организации образования Сеула господин Пак Кун Хо. Фото: Korean Culture and Information Service

— Каким именно образом это поможет учащимся развить их творческое мышление?

— Подобные образовательные программы реализуются не только у нас, но и в соседних странах — Японии, Китае. Однако наша программа отличается тем, что нацелена не только на возникновение у наших учащихся новых идей, но и на возможность воплощения этих идей в жизнь. Мы хотим, чтобы учащиеся испытывали радость от осознания, что они могут реализовать свои проекты, а также умели воспринимать критику. Для этого дети делятся своими идеями с одноклассниками.

   
   

— Как именно вы помогаете школьникам выбрать будущую профессию? И в какой момент они делают этот выбор?

— Мы считаем, что все начинается уже на этапе начальной школы. В детском саду дети получают образование, общее для всех и основанное на играх. В начальной школе мы стараемся сделать так, чтобы школьники занимались разными видами деятельности, учились командной работе с одноклассниками. Такое образование называется гуманитарным. Уже существует много примеров того, когда ученики начальной школы создают проекты совместно со своими одноклассниками и обмениваются между собой идеями. Обучение в начальной школе длится шесть лет, и этот период является чрезвычайно важным для учащихся, потому что в этот период дети могут развить свои творческие способности и адаптироваться в обществе. Мы называем это SQ — духовный интеллект.

Однако базовый учебный материал всего периода начальной школы также очень важен, и если учащиеся не смогут освоить базовые вещи, изучаемые в начальной школе, им будет очень трудно продолжить обучение на следующих школьных этапах. Таким образом, правительство Кореи сосредоточило всё внимание на образовательной программе начальной школы, и мы также оказываем начальным школам финансовую поддержку.

— Каков статус профессии учителя в Корее, много ли учащихся хотят в будущем стать учителями?

— Ответ следующий: для учеников начальной школы профессия учителя является первой в списке профессий, которые они хотели бы выбрать для себя. Конечно, профессия учителя стоит в этом списке выше, чем профессии, например, юриста или политика. Не так давно появился еще один род занятий, в которых видят себя ученики начальной школы. Это, например, видеоблогер на YouTube, работа в сфере развлечений. Чтобы устроиться на работу в школу и иметь право преподавания в образовательном учреждении, необходимо получить у правительства официальный сертификат, сдав экзамен и подтвердив свою способность работать учителем. Люди, получившие этот сертификат, имеют право работать учителями только в Корее. Конкуренция в рамках экзамена на профессию учителя очень высока, приблизительно десять к одному, поэтому условия для прохождения по конкурсу очень жесткие.

— Чтобы профессия была привлекательной, нужно, чтобы она хорошо оплачивалась. Сколько получают учителя в Корее? В сравнении со средним уровнем зарплат в стране?

— В Южной Корее средняя зарплата учителя составляет от 2000 долларов в месяц, это первоначальная ставка. Такая зарплата немного выше, чем у работников фирм и компаний, но в то же время она является почти неизменной и может расти очень медленно. Таким образом, зарплата учителя не очень высокая, но профессия учителя является очень популярной среди корейской молодежи, потому что она стабильна.

— Существуют ли специальные программы робототехники, автоматизации?

— Да, в Корее существует образовательное учреждение, специализирующееся только на робототехнике.

— В Японии введена специальная образовательная программа, основанная на традиционной национальной культуре. Есть ли что-то подобное в корейских школах?

— В рамках корейской образовательной системы мы уделяем большое внимание культуре и искусству в целом. Все школьные этапы — начальная, средняя и старшая школы — должны включать в себя творческую деятельность, на которую выделяется восемь часов в год. Во время таких занятий учащиеся должны объединиться в группы и подготовить представление, сценку, или сыграть на каком-нибудь музыкальном инструменте, а затем рассказать, что они чувствовали при подготовке и выступлении. Мы считаем, что именно такое образование развивает у детей их творческие способности. В Корее придается большое значение сочетанию науки, технологий, искусства и математики. Мы называем это STEAM-образованием.