На этот вопрос «АиФ» ответили те, кто придумал метапредметную олимпиаду для учителей, и те, кто в ней уже принимал участие.
«Давать больше»
- Идея проводить олимпиаду именно для учителей возникла в Москве в 2014-м, а в этом году она проходит уже в третий раз. Это испытание мотивирует взрослых к познанию того, чего они сами не знают, к сравнению себя с коллегами и с современными знаниями, которые требуют от учителя дети. Поэтому Центр педагогического мастерства совместно с нашими специалистами и придумал такие метапредметные олимпиады. Если учитель хочет победить в ней, ему необходимо знать сопредельные предметы и междисциплинарность образования вообще. Так, учителю истории, коим я, например, являюсь, надо знать элементы математики, физики, мирового изобразительного искусства, художественной культуры, для того чтобы правильно ответить на вопросы и выйти в очный этап. Помогают эрудиция, хорошее образование и нравственность, так как часто вопросы заключают в себе некий выбор. Как говорили члены жюри уже прошедших олимпиад, на выходе они получали личность, интересную ученикам, педагога, который может дать больше, чем просто объяснить предмет, который он преподаёт.
На втором, очном этапе олимпиады учителям выдают бланки с заданиями по выбранным ими дисциплинам и дают определённое время для ответов - в общем, всё как у учеников. В этом году все результаты появятся до 20 декабря на сайте нашего центра и Центра педагогического мастерства. Призёров и победителей пригласят на конкурс «Учитель года Москвы». В прошлом году лучшим стал учитель информатики школы № 345 Дмитрий Михалин.
Победа в метапредметной олимпиаде и даже звание учителя года ничего не добавляют к рейтингу школы. Но ничего лучше для повышения квалификации преподавателя не существует!
«Жизнь не может быть узкопредметной»
- Участие в любом конкурсе крайне важно для профессионального роста учителя. Сама жизнь не может быть узкопредметной. А педагог готовит своих учеников именно к жизни в современном мире. Каждое задание на этой олимпиаде - показатель того, что учитель актуален, что может сопоставить события, факты, сделать правильные выводы. Мне не приходится агитировать своих сотрудников участвовать в этом испытании. Они и сами понимают, насколько это важно для их работы.
Спорт для интеллектуала
«АиФ»: Насколько вы были уверены, что ваших метапредметных знаний будет достаточно, чтобы успешно выполнить задания?
Юлия Игумнова: Школьницей я часто и с удовольствием принимала участие в олимпиадах, и этот интеллектуальный спорт всегда порождал желание не останавливаться на достигнутом. Узнав о возможности проверить собственные силы в олимпиаде, я ни секунды не сомневалась. Вместе с тем я прекрасно понимала, что нельзя недооценивать соперников: работа в школе показала мне, насколько компетентны московские учителя.
Участие в нашей олимпиаде даёт возможность психологически приблизиться к ученику: почувствовать, что он испытывает, оказавшись, к примеру, на этапе Всероссийской олимпиады школьников или перед сдачей ЕГЭ.
- Какие задания показались самыми сложными?
- Мне больше всего запомнилось задание заочного тура - написать литературоведческую статью в несуществующий словарь символов. Чтобы расшифровать выбранный мной символ (топор), мне пришлось перебрать свой читательский багаж - от фольклора до современной литературы - и актуализировать эти знания. Другим интересным заданием было придумать урок, педагогическое обрамление для одной из цитат Э. Успенского: «Хорошо, что вы зелёный и плоский». Здесь потребовалось ещё и чувство юмора.
Очный тур олимпиады ограничен во времени: на 5 довольно объёмных заданий даётся всего 4 часа, прежде всего требовалось грамотно распределить время. Пришлось мыслить тактически - не просто выбрать из 30 заданий по разным предметам те, с которыми я смогу справиться, но и попытаться спрогнозировать, какие из них принесут максимальное количество баллов. Поскольку совсем недавно я сдавала кандидатский минимум в аспирантуре, то остановилась на заданиях по философии и английскому языку.
- Знало ли руководство школы, что вы принимаете участие в олимпиаде и конкурсе? Не мешало ли это вашей работе?
- Разумеется, школьное руководство было в курсе и помогало. Так я смогла распределить своё время, чтобы не «приносить в жертву» конкурсу уроки.
- Что-то изменилось после победы?
- Я познакомилась с разными учителями - активными, полными энергии, любящими свою профессию, ощущающими личную ответственность за вносимый в образование вклад. Между нами начался обмен опытом и идеями, по своей продуктивности равный серьёзному повышению квалификации.