СПО в структуре вуза. Как сегодня готовят кадры в колледжах

Виталий Аньков / РИА Новости

В последние годы тема роли высших учебных заведений в социально-экономическом развитии регионов становится все более актуальной. В условиях стремительных изменений на рынке труда, вызванных технологическим прогрессом и глобализацией, вузы играют ключевую роль в подготовке кадров, в т. ч. по программам СПО, которые соответствуют современным требованиям и могут способствовать достижению технологического суверенитета страны. 

   
   

Кто готовит кадры для технологического суверенитета?

Специалистов среднего звена и квалифицированных рабочих в России по данным 2023 года готовят в 3832 профессиональных образовательных организациях (ПОО) и в 821 вузе, включая филиалы. Численность обучающихся составляет 3,7 млн студентов, из них 35,9% — по договорам об оказании платных образовательных услуг. Доля выпускников девятых классов, поступающих в ПОО с 2017/18 по 2023/24 год выросла на 9 п. п. и в ряде федеральных округов достигает 60%.

Работа в плане обеспечения экономики России кадрами среднего звена ведется по программе «Профессионалитет», разработанной Министерством просвещения, которая стартовала 1 сентября 2022 г. Программа призвана наладить мост между предприятиями, которым нужны рабочие руки, и колледжами, но есть в этой конфигурации и третий участник — высшие учебные заведения.

С 2017 по 2023 год число государственных образовательных организаций высшего образования, имеющих в своей структуре подразделения СПО, выросло с 655 до 724. По статистике это примерно каждый пятый российский университет, институт или академия. Организационно это может выглядеть по-разному, но, как правило, вузы имеют в своей структуре колледжи, преимущественно профильные. 

Как куются кадры?

Анализу участия вузов в подготовке специалистов со средним профессиональным образованием посвящена научная работа экспертов Института прикладных экономических исследований Президентской академии Елены Ломтевой и Ларисы Бедаревой. Оказывается, у системы высшего образования в этом процессе есть ряд преимуществ над СПО.

«Получив среднее профессиональное образование на базе вузов, — указывают авторы, — молодежь имеет возможность продолжить обучение на следующем уровне образования в той же образовательной организации. Система высшего образования в этом случае решает проблему преемственности программ СПО и ВО для создания условий непрерывной многоуровневой подготовки востребованных специалистов посредством совмещения отработки практических навыков с углубленным изучением теоретических знаний».

К тому же вузы зачастую превосходят профессиональные образовательные организации по уровню материально-технической базы и квалификации преподавательского состава.

   
   

Кто в лидерах?

По данным на 2023—2024 учебный год, доля вузов, реализующих программы среднего профессионального образования, в среднем по Российской Федерации составляла 17,6%. Естественно, этот показатель разнится в зависимости от региона.

В СКФО государственных и муниципальных вузов, реализующих программы СПО, насчитывается 22,7%, а в СФО — 13,6%. По частным вузам лидирует СЗФО — 31,6%. В отстающих — ДФО с 4,8%.

В списке профессий, которые дает «университетское» СПО, преобладают наукоемкие и высокотехнологические дисциплины:

  • кораблестроение;
  • ядерная энергетика;
  • авиационно-космическая техника;
  • электроника и приборостроение;
  • экология и биотехнологии.

Кто платит?

С 2017 г. в 60 регионах России был отмечен рост финансирования вузовских программ СПО. Например, в Ямало-Ненецком автономном округе он составил 40,7%.

Интересные данные были получены при анализе финансового вклада в образовательный процесс предприятий, для которых вузы готовят специалистов среднего звена. Оказалось, что этот вклад не столь уж велик. У лидера, Смоленской области, — 24,9%, а в Республике Крым всего 6,8%.

В 26 регионах России средняя стоимость обучения в структурных подразделениях СПО при вузах в 2022 г. была ниже, чем в профессиональных образовательных организациях. 

Что можно улучшить?

Отмечая, в целом, положительную динамику процесса, авторы дают свои рекомендации.

  • Внести изменения в нормативно-правовые акты в части упрощения регулирования системы лицензирования и аккредитации подразделений СПО в вузах на уровне субъектов федерации. Это необходимо для оперативного реагирования на изменения рынка труда.
  • Продолжить реализацию программы льготного образовательного кредитования для обучающихся СПО в вузовской сети.
  • Разработать механизмы привлечения работодателей к участию в приемной кампании по договорам о целевом обучении в структурных подразделениях СПО вузов.
  • Предусмотреть сокращение сроков обучения в вузах по наиболее значимым для государства направлениям подготовки специалистов среднего звена. Имеется в виду, что абитуриенты, поступающие после получения среднего профессионального образования по той же или смежной УГСН, обладают набором необходимых знаний, который понадобится им для получения высшего образования.

Еще больше исследований на самые актуальные темы — в телеграм-канале Президентской академии.