Школы просящей уже нет. Как изменилось образование за последние 5 лет

Яна Хватова / АиФ

Формульное финансирование

Участники межрегиональной конференции «Современная система образования - открытое пространство», которая 2 декабря состоялась в Общественной палате России, съехались в столицу, чтобы проанализировать степень этой самой открытости и взять на вооружение опыт тех, кому уже удалось немало сделать.

   
   

Любовь Духанина, председатель комиссии по развитию науки и образования Общест­венной палаты РФ, рассказала, что открытости от образования требуют не только власть, родители и общественность, но и те же работодатели. Они хотят понимать, к примеру, что за выпускник придёт на работу. После консультаций с ними члены ОП предложили, а Рособрнадзор уже обязал вузы выкладывать в открытый доступ дипломные работы студентов.

Но это лишь толика, эпизод большого и разностороннего процесса. Посмотреть на него комплексно и глубоко, выявить причинно-следственные связи на примере столицы взялся Исаак Калина, руководитель Департамента образования Москвы. Он сделал основной доклад, который затем и обсуждали представители разных регионов.

«Любая воспитательная система может способствовать формированию только тех качеств, которыми обладает сама», - уверен он. Оглядываясь на московскую школу 5-летней давности, руководитель департамента назвал её школой просящей - у правительства, департамента, родителей. Причём неважно, какая это была школа - рядовая или престижная.

«Поэтому главная стратегическая задача, которую мы по­ставили перед собой в 2010 г., - помочь школе стать самодостаточной и свободной», - пояснил И. Калина. Для этого первым делом изменили систему финансирования. И если раньше большинство школ города получали на одного ученика в три раза меньше денег, чем статусные, то сегодня все равны.

Принято называть нынешнее финансирование подушевым. Но глава департамента говорит, что точнее - формульным, поскольку оно идёт по простым и понятным формулам, в основе которых, конечно, школьник. Теперь учреждения образования заинтересованы в учениках и, как аграрии при капельном орошении, поливают и пестуют каждого.

Ответственность за свободу

При формульном финансировании стала возможна и объективная оценка результатов. Помимо рейтингов - российских и городских - проводится независимый мониторинг знаний школьников столицы. Причём это дело добровольное - по заявкам самих школ. И если в 2010 г. прошло 36 тыс. таких измерений, то в этом - 900 тыс.

   
   

«Это проводится не для того, чтобы подвести итоги, а для того, чтобы мотивировать на более высокие результаты», - пояснил И. Калина.

Третья слагающая школьной независимости и свободы, по его мнению, - это независимая аттестация руководителей. Она открыла двери внушительному по численности и качеству резерву, а директора стали кузнецами кадров.

И ещё об одной особенности старых школ, от которой уже избавились, упомянул главный реформатор столичного образования, - о натуральном хозяйстве. А оно, как следует из школьного курса истории, неизбежно проигрывает современным технологиям. Поэтому у школ убрали несвойственные функции - приготовление обедов, работу медицинских кабинетов. Уборку территорий перевели на аутсорсинг. И теперь они превратились в требовательных заказчиков услуг.

«Московская школа очень тяжело, но всё же проходит путь от школы просящей к школе свободной и ответст­венной за свою свободу. А без этого нельзя воспитать соответствующие качества в учениках», - убеждён руководитель столичного Департамента образования.

Смотрите также: