Шах и мат, первоклашки. Должны ли шахматы стать обязательным предметом?

C 1 сентября 2019 года многим российским школьникам придется осваивать такой образовательный предмет, как шахматы. 

   
   

«Я убеждена, что в школе должны играть в шахматы»

Как сообщает «МК» со ссылкой на Минпросвещения, в новом учебном году количество российских школ, в которых учащихся младших классов в обязательном порядке будут обучать игре в шахматы, значительно увеличится. Программы преподавания и учебники уже разработаны, повсеместно в регионах готовятся шахматные педагоги.

Еще в 2017 году нынешний министр просвещения Ольга Васильева заявляла: «Я убеждена, что в школе должны играть в шахматы. Со статистикой трудно спорить. В нашей стране и за рубежом у детей, которые играют в шахматы в школе, показатели успеваемости выше на 35-40%. Эта интеллектуальная игра развивает ребенка».

По данным Минпросвещения, к весне 2019 года шахматы в качестве предмета для начальной школы были введены в 18 000 учебных заведений в различных регионах России.

По заявлению министра Васильевой, конечной целью является всеобщий охват уроками шахмат российских учеников 1-4 классов.

«Ослепительные перспективы развернулись перед васюкинскими любителями»

Первое, что вспоминается, когда знакомишься с подобной инициативой, – это, конечно, «Двенадцать стульев» Ильфа и Петрова:

   
   

«— Шахматы! — говорил Остап. — Знаете ли вы, что такое шахматы? Они двигают вперед не только культуру, но и экономику! Знаете ли вы, что шахматный клуб четырех коней при правильной постановке дела сможет совершенно преобразить город Васюки?...

— Да! — кричал он. — Шахматы обогащают страну! Если вы согласитесь на мой проект, то спускаться из города на пристань вы будете по мраморным лестницам! Васюки станут центром десяти губерний!...

Ослепительные перспективы развернулись перед васюкинскими любителями. Пределы комнаты расширились. Гнилые стены коннозаводского гнезда рухнули, и вместо них в голубое небо ушел стеклянный тридцатитрехэтажный дворец шахматной мысли. В каждом его зале, в каждой комнате и даже в проносящихся пулей лифтах сидели вдумчивые люди и играли в шахматы на инкрустированных малахитом досках. Мраморные лестницы действительно ниспадали в синюю Волгу. На реке стояли океанские пароходы. По фуникулерам подымались в город мордатые иностранцы, шахматные леди, австралийские поклонники индийской защиты, индусы в белых тюрбанах — приверженцы испанской партии, немцы, французы, новозеландцы, жители бассейна реки Амазонки и завидующие васюкинцам — москвичи, ленинградцы, киевляне, сибиряки и одесситы. Автомобили конвейером двигались среди мраморных отелей».

Не все знают, но советские писатели, вкладывая в уста Бендера эти слова, вовсе не издевались над древней игрой, а добродушно подтрунивали над «шахматной лихорадкой», охватившей в этот период Советский Союз.

Увлечение оказалось затяжным и имевшим несколько взлетов. Их нетрудно обнаружить даже в классических советских комедиях. Например, в «Берегись автомобиля» мама Деточкина говорит о том, что турнир выиграл Корчной, хотя она болела за Таля. В конце 1970-х вся страна, затаив дыхание, следила за противостоянием Виктора Корчного, ставшего «невозвращенцем», и Анатолия Карпова в борьбе за звание чемпиона мира. Ну и, конечно, пиком любви к шахматам стала эпоха 1980-х, когда происходило великое противостояние Карпова и Каспарова.

«Золотой век» отечественных шахмат

В ту пору в юношеском командном чемпионате Москвы по шахматам было три лиги, в каждую из которых входило по 10 команд, как правило, организованных при Дворцах и Домах пионеров. В каждой такой команде играли по 8 мальчиков и по 2 девочки. При этом это только верхушка айсберга – количество детей, занимавшихся шахматами, было огромным.

Многие начинали свое увлечение с шахматного раздела в журнале «Костер» или с передачи «Шахматная школа», выходившей на главном канале советского ТВ.

Эта массовость давала потрясающие результаты. В начале 1990-х, когда в Москве проходила шахматная Олимпиада, организаторам приходилось отгонять рядовых российских любителей подальше от столиков, где играли команды послабее. Причина была в том, что российские перворазрядники зачастую… подсказывали ходы членам сборных команд из тех стран, где шахматы были менее развиты.

С тех пор утекло много воды, и увлечение шахматами в России давно пошло на спад. Игра, объективно говоря, не смогла тягаться с новомодными гаджетами и интернетом. Хотя истинные поклонники играют в шахматы теперь уже в гаджетах и по интернету.

Как это работало в СССР

В 1980-х годах в кружке Дома пионеров Волгоградского района города Москвы, где занимался шахматами автор этих строк, висела цитата: «Шахматы – гимнастика ума». Ее авторство приписывалось Владимиру Ильичу Ленину. И пусть сегодня Ленин не в фаворе у власть предержащих, спорить с правильностью этой фразы невозможно.  Действительно, шахматы способствуют развитию мышления, учат анализу, способности принимать решения в трудных ситуациях.

Попытки введения в школьную программу уроков шахмат на местном уровне предпринимались уже давно и небезуспешно. Но стоит заметить, что в лучшие советские годы занятия шахматами не были обязательными. Те, кто хотел заниматься, приходил в кружки, большинство из которых находилось вне школ. Секции были доступными, обучение – бесплатным. Но вот обязательность такого предмета, как шахматы, настораживает. Обучить игре первоклассника не так уж сложно. Но что делать с ребенком, если эта игра ему категорически неинтересна?

Со мной в секцию шахмат в свое время пришли трое одноклассников. Через полгода занятий остался только я один. И это вполне нормальная ситуация. Теперь же может получиться так, что ученик, которому шахматы совершенно не близки, в течение нескольких лет вынужден будет ими заниматься. Вряд ли от этого будет реальная польза кому-либо.

«Это нельзя вводить насильно»

Вfm приводит слова заслуженного учителя РФ, директора московского Центра образования № 109 Евгения Ямбурга: «Это одна из тех инициатив, которую можно поддерживать. Другое дело, что это нельзя вводить насильно, потому что нужно, чтобы для этого были те, кто может «заразить» детей. Я, например, знаю очень интересную театрализацию, когда дети одеваются в короля, королеву, в слонов, переступают шашечные поля, которые есть уже во многих местах. Все зависит от того, кто и как это делает».

В век развития технологий компьютеры переигрывают людей в шахматы вчистую. Даже на серьезных турнирах организаторы вынуждены отбирать у шахматистов мобильные телефоны и планшеты, чтобы те не пользовались подсказками. А обязательные уроки шахмат в этой связи и вовсе могут превратить в цирк, особенно в условиях отсутствия достаточного количества тех, кто, как было сказано выше, может «заразить» школьников интересом к игре.

Шахматы, занятия которыми проходят по доброй воле самих учеников, могут принести огромную пользу. А вот от обязательности пользы не будет никому – ни детям, ни шахматам.