Самый важный «Шанс»: как воспитанникам детдомов возвращают интерес к учёбе

Фонд «Арифметика добра» придумал проект дистанционного обучения старшеклассников: уже в 12 регионах воспитанники детских домов занимаются с репетиторами по интернету. Программа охватила уже больше двух десятков детских домов. Дети подтягивают знания, готовятся к экзаменам, начиная чувствовать вкус и к образованию, и к будущей карьере.

   
   

«Я увереннее себя чувствую на уроках в школе», «Я буду стараться, потому что скоро сдавать экзамены. Благодаря репетиторам, я стал лучше знать правила» — десятки таких отзывов от школьников приходят в благотворительный фонд.

Когда учёба становится интересной

Будущих выпускников чаще настраивают на профессии парикмахеров или поваров. «Мы столкнулись с такой проблемой, что даже в очень хороших детских домах, где заботятся о детях, стараются всячески содействовать их успехам в учёбе, процентов 80 из ста выпускников не поступили никуда: ни на повара, ни на слесаря, ни на парикмахера. Даже низший порог по ГИА они просто не проходят. Желания идти в 10–11 класс нет, после 9 класса их ориентируют на какие-то очень примитивные профессии», — отмечает Алёна Никитина, руководитель сектора регионального развития программы «Шанс» фонда «Арифметика добра».

В фонде решили: старшеклассников-детдомовцев нужно подтягивать в учёбе, работая с ними индивидуально, повышая постепенно интерес к знаниям и к будущей профессиональной стезе. «Пришла идея работать дистанционно онлайн, ведь нужно помогать и удалённым от Москвы городам, где слабо развиты какие-либо волонтёрские движения, общественные организации, — рассказывает Юлия Иванычева, руководитель программы «Шанс». — Фонд обеспечил детские дома компьютерами, тщательно подобрал педагогов-репетиторов. Стоит отметить, что во время урока ученик и преподаватель не только видят и слышат друг друга, как в скайпе, но и могут совместно работать на общем экране, использовать презентации, тесты и общий чат — благодаря поддержке МФПУ «Синергия», всё это возможно в рамках одной программы. Сотрудники университета осуществляют техническую поддержку учреждений. Все наши преподаватели тоже пришли в проект из „Синергии“».

Знания подтягивают с любого уровня. Если с ребёнком в 10-м классе надо заново учить таблицу умножения, значит, педагог опускается на этот уровень и учит заново таблицу умножения, иначе ничего сделать нельзя. «У нас есть мальчик, который, условно говоря, слово «хлеб» писал с пятью ошибками, и спустя полгода занятий он написал тест по русскому языку на 12 из 15 возможных баллов. Это была победа для ребёнка, победа для воспитателей, для нас. Даже по переписке с ребятами я вижу, что занятия не проходят впустую — появились нужные знаки препинания, а орфографических ошибок стало меньше», — говорит Алёна Никитина.

Не только педагог, но и значимый взрослый

Известный факт: детям, живущим в детских домах, не хватает социализации, им нужен значимый взрослый — человек, являющийся авторитетом и способный повлиять на их судьбу. «Для ребёнка, который находится в учреждении, очень важна индивидуальная работа. Занятия в течение года с постоянным педагогом — шанс сформировать привязанность, — подчёркивает Алёна Никитина. — То есть, помимо того, что этот проект решает образовательные проблемы наших воспитанников, за счёт личностного подхода мы стараемся привить какие-то социальные навыки, где-то с ребятами поработать лично». А основной принцип работы педагогов «Шанса» — безоценочность суждения. «Мы не знаем, ругали ли этих ребят в школе, сколько стёкол они выбили, сколько драк за неделю было. У нас для них стопроцентный кредит доверия, — отмечает Алёна Никитина. — Педагоги получают о ребёнке совсем немного информации, не носящей никакого личного характера: это имя, класс, регион и результат входного тестирования».

И это действенно. Школьники удивляются: «На нас не кричат, нам не говорят: „Ты всё сделал неправильно, ты ничего не знаешь“». Каждый ученик знает, что в одно и то же время их ждёт один и тот же человек, который спросит: «А как у тебя дела, а как ты провёл день?». Педагоги, работающие в «Шансе», отмечают, что дети начинают раскрываться и сейчас уже не только задают вопросы по учёбе, но и делятся чем-то. 

   
   

«Начинали со слезами»

В «Шансе» учатся уже более 200 детей, а начинали осенью 2015 года всего с 15 человек. «Начало было сложным. Каждый урок давался с боем, со слезами радости. Администрации детских домов встречали нас с распростёртыми объятиями, а вот дети, конечно, в первую очередь с недоверием: вроде бы и хочется, и надо, но страшно… Но постепенно включался азарт. В октябре за месяц фонд провёл около 35 уроков. А сейчас за один только день бывает более 70 занятий с репетиторами «Шанса». За месяц проходит более 800 уроков», — объясняет Алёна.

Сложно ли учить ребёнка из детдома?

Сейчас в программе задействовано более 60 педагогов — это и московские преподаватели, и представители регионов: из Чебоксар, Нижнего Новгорода, Тюмени, Старого Оскола. И мотивация у этих людей вовсе не денежная. А ведь это вузовские педагоги, многие — с кандидатскими степенями, есть даже доктора наук. «На самом деле мало кто из них представлял себе эту тему вплотную, — рассказывает Алёна Никитина. — Было обычное представление: «несчастные дети-сироты», а что внутри у этих детей творится и как с ними работать, конечно, никто представления не имел. Но было видно, что мотивация преподавателей — помочь этим детям».

Педагогов готовили, проводили тренинги. И всё же у многих после первого тренинга, на котором преподаватели узнали об особенностях обучения детей-сирот, о нюансах их психологии, было состояние ступора. «Мы видели, что ожидания и реальность — совершенно разные вещи, что преподаватели мало себе представляют, что это за дети, — отмечает Алёна Никитина. — У многих срабатывал стереотип, что ребёнок из детского дома — сложный ребёнок… Но мы, имея опыт работы с такими детьми, пытались объяснить, что не стоит вешать на них ярлыки. Разве дети, живущие в семье, не курят и не хулиганят? Все они дети». В итоге никто из преподавателей, вошедших в коллектив педагогов «Шанса», не отказался от этой работы.

Программа начиналась с занятий по русскому языку и математике. «Сейчас у нас идут уроки и по физике, химии, биологии, обществознанию, истории — ведь профильные предметы тоже надо сдать на определённый балл, — отмечает Юлия Иванычева. — Обязательное условие программы — в течение года педагога ребёнку не меняем. Ведь за время нахождения в детском доме перед детьми и так мелькает толпа волонтёров, спонсоров, приходящих потенциальных приёмных родителей».

«У многих детей большие пробелы в знаниях, поэтому в школе они не хотят заниматься на уроках. Индивидуально им заниматься легче: нет ощущения стеснения, стыда, если они что-то сделают неправильно, — так отзывается о результатах программы «Шанс» Людмила Порфирьева, заместитель директора по воспитательной работе Порецкого детского дома Чувашской Республики. — И изменения есть, ребята стали серьёзнее относиться к учёбе, у них улучшилось поведение».

«К каждому ученику стараюсь находить особый подход. Кто-то любит больше молчать, кому-то не хватает общения, — делится своими впечатлениями от работы в программе Марианна Егорова, преподаватель русского языка и литературы из Чебоксар. — Вначале я ощущала, что дети присматривались ко мне, но некоторые ребята сразу были открыты к общению. Что касается динамики в знаниях, то она явная. У многих ребят улучшились оценки. Меняется манера ответа, разговора. А ещё появляется интерес к будущей профессии. Любопытно, что многие 11-классники признаются, что хотят стать психологами. У них есть желание понять другого человека, помочь ему в решении личностных проблем».

Важно, что кропотливая работа фонда становится по-настоящему серьёзным шансом в чьей-то судьбе. Таких мальчишек и девчонок много. «Для меня один из ярких примеров — 11-классник Андрей из Чувашии, — вспоминает Алёна Никитина. — При нашей первой встрече мальчик говорил, что не знает, куда поступать, и даже не задумывался, а из предметов взял только математику. Прошло время, и Андрей занимается по 6 предметам! Сейчас мы решаем, в какой вуз и на какую специальность ему можно поступить. Андрей выясняет, какие экзамены и на какой балл необходимо сдать для поступления».