Садись, пять! Надо ли менять систему школьных оценок?

Фото: Алексей Витвицкий / АиФ

Сегодня на новый этап вышло обсуждение необходимости оценивания детей в начальной школе. Не секрет, что сейчас оценки не ставят только первоклашкам, все остальные получают свои «пятерки» и «четверки» (а нередко и «тройки») в журнал. И это, как считают некоторые эксперты, приводит к негативным последствиям: дети переживают, боятся поражений и т. д. На этом фоне вопрос о том, надо ли отказаться от оценок в начальной школе вообще, стоит особенно остро.

   
   

Система оценивания

В некоторых государствах на Западе используют свои варианты оценивания детей в школах. Так, например, в Финляндии до 4 класса успехи детей в баллах не вывешивают. Дальше, до 7 класса, могут пожурить словом или поощрить привычным для многих термином «хорошо» или «отлично». И лишь с 8 класса начинает работать десятибалльная система. Первый же экзамен в школе проводится в 9 классе, а его результат не влияет ни на что.

В России же в это время используется стандартная старая европейская система оценок. Ее история насчитывает несколько столетий. И на данный момент общество, привыкшее к ней, менять такую систему не хочет и не готово. Хотя разговоры велись уже не раз.

Сегодня дебаты вспыхнули с новой силой: пошли предложения убрать систему оценивания уже в начальной школе. Так, например, некоторые общественники, в числе которых и главный редактор «Литературной газеты», составили обращение на имя министра просвещения РФ Ольги Васильевой о необходимости рассмотреть возможность изменения стандартных правил в школах в сторону смягчения. «После прошедшего в конце августа Всероссийского родительского собрания в обществе возникла острая дискуссия об оценивании результатов обучения в школе. Педагоги старшей школы считают, что оценки — это стимул для учебы и ставить их надо уже с первых дней. Учителя же начальной школы и родители, напротив, уверены, что цифры малышам ни о чем не говорят и гораздо большей мотивацией могут быть какие-то иные способы поощрения: звездочки, флажки, добрые слова, наконец», — отмечает в своем открытом письме министру главный редактор «Литературной газеты» Максим Замшев.

В газете провели опрос на эту тему, и результаты его в полной мере отражают сложившееся в обществе противостояние. Представители газеты просят у министра прокомментировать ситуацию с оценками в начальной школе и перспективы сохранения или изменения современной системы оценивания. 

Кроме того, у общественников возникли вопросы к министерству и по теме необходимости оценок в 5-9 классах: стоит ли их сохранять, а может, лучше расширить шкалу оценок, как это, например, практикуется на ЕГЭ? Вопросы возникли неслучайно. Ведь в последнее время в школах прошло и так большое количество различных модернизаций, учителя от них уже подустали, а потому вряд ли воспримут предложения общественников объективно. Без их же помощи никакие изменения провести не удастся. И общественность хочет выяснить именно у основной стороны, — стороны образования — насколько такие предложения реальны и рациональны.

Смотрите также: