Разумное, доброе, личное. В Москве находят подход к каждому школьнику

BalanceFormCreative / Shutterstock.com

В последние несколько лет теме воспитания уделяется очень серьёзное внимание. Но сложилось мнение, будто бы до этого времени воспитания в школах не было. Так ли это? Пытался разобраться aif.ru.

   
   

«Город как школа»

«Воспитательные традиции существовали. И вырабатывая сегодняшнюю модель, мы опирались на успешные практики и подходы», — объясняет замруководителя Департамента образования и науки Москвы Антон Молев и предлагает заглянуть в недавнее прошлое. Например, ещё 10 лет назад в подавляющем большинстве школ во второй половине дня можно было увидеть, что свет погашен и двери закрыты. Теперь охват кружками, секциями, студиями огромен. Их организуют школы, учреждения дополнительного образования, колледжи и вузы. 83% кружков бесплатные.

Также в Москве действует образовательный проект «Город как школа»: к процессу воспитания подключено социокультурное пространство мегаполиса, и детям бесплатно открывают двери колледжи, университеты, музеи, парки и другие площадки — партнёры проекта. Так, с апреля прошлого года 130 тыс. московских школьников посетили в Музее Победы экспозицию «Подвиг народа», где благодаря новейшим технологиям мирового уровня испытали эффект погружения в события Великой Отечественной войны. В феврале 2022 г. там же стартовали интерактивные экскурсии «Битва за Москву. Первая победа!». И с ноября учеников приглашают на мероприятие «Путешествие в историю. Вера в победу» о роли Русской православной церкви и верующих различных конфессий в борьбе с фашизмом.

«Во всех школах открыты спортивные клубы, — рассказывает начальник Управления координации воспитательной работы, дополнительного образования и профилактики правонарушений департамента Николай Антонов. — Уже практически в каждой школе есть ученический театр».

С 1 сентября утро понедельника еженедельно начинается с «Разговоров о важном» — бесед школьников с учителем о базовых ценностях. «В октябре мы провели исследования среди родителей и классных руководителей. Получили 80% позитивных откликов и пожелания, как скорректировать материал по возрасту и по подаче», — сообщает А. Молев.

В этом году дети совершили просветительскую экспедицию на «Ледоколе знаний» на Северный полюс. На «Поезде Памяти» ездили по местам боевой славы России и Белоруссии. Победители конкурса «Большая перемена» путешествуют по разным городам вплоть до Владивостока.

   
   

Летом президент РФ подписал закон о всероссийском движении детей и молодёжи. С 17 по 20 декабря в Москву на первый съезд соберутся свыше тысячи участников. «Ключевой особенностью нового движения является то, что ребята — соавторы. Они выбирают название, символы, формируют систему роста, будут участвовать в обсуждении содержания и управлении», — поясняет председатель Московского регионального отделения Российского движения детей и молодёжи, директор Дворца творчества детей и молодежи им. Гайдара Надежда Куранина.

И добавляет, что 17 декабря в Москве откроется первый съезд нового всероссийского движения школьников.

Уйти от стресса

В школах города главными по воспитательной работе являются заместитель директора и классные руководители. Также с ними в команде находятся педагоги-психологи и специалисты из Городского психолого-педагогического центра Департамента образования и науки. «В прошлом учебном году запустили большой проект: в каждом образовательном комплексе появится служба примирения, — сообщает директор центра Любовь Олтаржевская. — Ребятам помогут услышать друг друга и понять чужую позицию».

Крайне востребована в Москве Служба неотложной психологической помощи. В данное городское подразделение могут прийти и дети, и родители. Кто-то попал в непростую жизненную ситуацию, кому-то трудно справляться с ребёнком подросткового возраста и т. д. За прошлый учебный год в службе получили помощь порядка 500 московских семей.

«Ребёнок ходит в школу не потому, что ему так захотелось, а потому что это его обязанность, — подчёркивает А. Молев. — Множество факторов превращают нахождение в школе в испытание и стресс: не сложились отношения с другом, пресловутый буллинг или, как кажется ребёнку, учитель поставил несправедливую оценку. Воспитательная задача — создать точки притяжения, чтобы хотелось приходить. Ими может быть яркий, интересный учитель, событийный ряд, творческая среда, пространство взаимодействия и общения, а также понятные и разделяемые всеми правила».

Кстати
В школах и колледжах Москвы 31 тыс. человек входит в органы ученического самоуправления.