Вечный вопрос - кем быть - сегодня решить не так сложно, как кажется. У нас активно развивается
Портрет на фоне мира
«АиФ»: К движению WorldSkills мы присоединились недавно, но наши мастера уже занимают призовые места на состязаниях мирового уровня. Юноши и девушки такие талантливые, что иначе и быть не могло?
Карина Саликова: Россия влилась в WorldSkills всего пять лет назад. Конечно, на первых состязаниях (это было в 2013-м в Лейпциге) мы только присматривались, как всё устроено, в чём мы можем себя показать, а где нужно ещё подучиться. Особых достижений у нас тогда не было, но по крайней мере мы вошли в это сообщество. А на мировом чемпионате в Сан-Паулу, который проходил в 2015-м, мы уже добились некоторых успехов. Правда, это были не призовые места, а медали за мастерство (компетенции - ресторанный сервис, мехатроника, поварское дело, парикмахерское искусство и др.), но это в любом случае весьма высокая оценка профессионализма. Мы заняли тогда 14-е место в общем зачёте, обойдя, между прочим, страны, которые принимают участие в движении WorldSkills по 30 лет - США, Канаду, Швецию, Италию. А год назад на европейском чемпионате в Гётеборге мы взяли 5 медалей по основным компетенциям и 11 медалей за профессионализм. Это отличный показатель, и выросли мы довольно быстро: 2013 год (Лейпциг, мировой чемпионат) - российская сборная заняла 41-е место в общем зачёте, 2015 год - 14-е место, 2016-й (европейские состязания) - 1-е место.
- Через несколько дней в Абу-Даби стартует мировой чемпионат WorldSkills International. Что ждёт российскую команду?
- Мировой чемпионат включает в себя программу из 52 компетенций, и мы принимаем участие в каждой. Конечно, не во всех профессиях займём призовые места, но стараться будем. Наша национальная сборная тренируется 14 недель в году. Тренировки проходят по всему миру, распределяясь таким образом, чтобы конкретным профессиям ребята могли обучаться в тех регионах и областях, где данная компетенция особенно сильна. Это затратно, но мы понимаем, что растим настоящих мастеров, которые потом передадут свои знания другим людям, принесут эти знания в колледжи, непосредственно в систему образования. Кроме того, вчерашние студенты сами становятся экспертами, хорошо разбирающимися в международных стандартах профмастерства.
В очередь за победителями
- В каких специальностях молодые мастера из России способны превзойти всех?
- Если судить по результатам недавнего европейского чемпионата, то наши ребята делают успехи в профессиях, которые сегодня наиболее востребованы. Например, на европейском чемпионате мы завоевали две золотые медали в компетенциях «электроника» и «холодильная техника и системы кондиционирования», две серебряные награды в графическом дизайне и мобильной робототехнике и третье место в сетевом и системном администрировании. Много наград в электросварке, строительстве, гостиничном и медицинском сервисе, парикмахерском искусстве, технологии моды, флористике. То есть это специальности, с которыми мы сталкиваемся ежедневно, которые делают нашу жизнь комфортной и красивой.
- А есть профессии чисто «русские»?
- Есть, но состязания по ним проводятся только на национальном уровне - как раз в силу их специфических особенностей. Так, в программу мирового чемпионата, как мы говорили, входят 52 профессии, а в национальном финале, прошедшем весной в Краснодаре, их было 113. Например, такие компетенции, как «осетинские пироги» или «печное дело», кажется, могут пригодиться только у нас.
- Как складывается судьба победителей соревнований?
- За них не надо волноваться, они отлично трудоустроены - как раз потому, что являются прекрасными мастерами своего дела. Например, после соревнований в Сан-Паулу «Росатом» забрал себе всех победителей. Эта компания позиционирует себя как «корпорация талантов», заинтересованная в том, чтобы там работали только лучшие кадры. Такого же вектора придерживается «Ростех», присматриваясь к нашим ребятам. Ещё пример: победительница европейских соревнований в компетенции «поварское дело» сегодня работает у одного из самых знаменитых московских рестораторов. Другой девушке, победившей в компетенции «бухгалтерское дело», сразу же после вручения награды предложили возглавить в одном из регионов крупную компанию, которая сегодня уже имеет несколько филиалов. А медалист в специальности «ювелирная обработка» открыл своё дело, создал бренд и теперь успешно работает в собственной мастерской.
Водитель и токарь как экзотика
- Есть ли в программе состязаний профессии, неактуальные сегодня, но имеющие будущее?
- Конечно, вот, например, ремесло кузнеца сохраняется, но скорее как экзотика, его продукция - ручная работа, раритет. То же печное дело всё ещё необходимо, но далеко не в прежних масштабах, сегодня это уже не вопрос отопления жилья, а скорее баловство. Постепенно отмирают профессии станочников - токарей, фрезеровщиков и так далее. Станки переходят на программное управление - сегодня производству нужен уже не токарь, умеющий читать чертежи и делать замеры, а оператор, задающий станку программу, по которой машина сама создаст деталь. Также не имеет будущего профессия водителя автотранспорта, его заменит автопилот. Уже сейчас вовсю развивается компетенция «управление беспилотными летательными аппаратами», ведь со временем появятся и беспилотные транспортные средства. К этому надо быть готовым и относиться спокойно.
- А присутствуют ли в движении WorldSkills специальности, которые только набирают обороты?
- У нас есть целый блок таких компетенций, мы называем их future skills - профессии будущего. Это, например, блокчейн, стратегический менеджмент, то есть компетенции, в которых есть экономическая потребность, но пока не сформирован внятный запрос и нет конкретных правил экспертной оценки. Однако понятно, что шаги в эту сторону уже начались, и мы стараемся заранее подготовиться к появлению этих профессий будущего.
- Отношение к среднему специальному образованию меняется на глазах: ещё недавно выпускники школ поголовно стремились в вузы, сегодня этот поток не такой плотный.
- Судите сами: когда мы только начинали работать, количество состязаний молодых профессионалов в стране насчитывало несколько десятков, а сегодня счёт идёт на тысячи, мы не успеваем их посещать. Раньше на нас смотрели с опасением - что же это за соревнования такие? А теперь в движение влились все регионы, понимая, что это обновление материально-технической базы (не будут же дети учиться на устаревшем оборудовании) и вклад в собственные кадры. Они учат детей, которые позже становятся отличными мастерами и не уезжают из родных мест. Глобальная цель WorldSkills - популяризация рабочих профессий. Кстати, после национального российского финала WorldSkills 59% ребят - выпускников школ пошли учиться не в вузы, а в колледжи. Они выбрали рабочие профессии. И молодёжь сегодня рассуждает правильно: становясь профессионалом, я, во-первых, могу больше заработать на предприятии, а во-вторых, имею возможность открыть собственное дело, и мои рабочие руки меня отлично прокормят.