Путевка в будущее. Обучение за рубежом или флейта Гамельнского крысолова

За рубежом ежегодно обучается около 60 тысяч студентов из РФ, что составляет примерно 1,5% от общего числа иностранных учащихся западных вузов. Наиболее популярны вузы США, Великобритании, Германии и Франции.

   
   

Легенда о Гамельнском крысолове широко известна за пределами немецких земель. 

Если кратко, то это история о том, как некий бродячий музыкант избавил вольный город Гамельн (ныне — Хамельн в федеральной земле Нижняя Саксония) от нашествия крыс. Игрой на своей волшебной флейте он собрал в одном месте всех грызунов, вывел их за городские стены и утопил в ближайшей реке. Однако магистрат категорически отказался заплатить артисту за услуги дератизации, хотя до этого «отцы города» обещали ему дать столько золота, сколько тот сможет унести. После такого «кидка» загадочный музыкант вернулся в Гамельн, снова заиграл на своей флейте, но в этот раз вместо крыс к нему выбежали дети в количестве ста тридцати невинных душ, которых он увел в неизвестном направлении, и больше никто их уже не видел.

Обучение российских студентов за рубежом

При чем же здесь эта страшная легенда, если речь будет идти о заграничном обучении нашей молодежи? А параллели весьма прозрачны, если вдумчиво разобраться в вопросе. Гамельнский крысолов — это тот самый «коллективный Запад», который за услуги по избавлению России от «коммунистического ига» и включению ее новых элит в мировые экономические процессы рассчитывал на щедрое вознаграждение. В ельцинско-гайдаровские времена, стоит заметить, он его регулярно получал, однако в какой-то момент что-то пошло не так: Мюнхенская речь, «Русская весна», Сирия... 

И вот инфернальный музыкант снова заиграл на своей гипнотической дудочке, но только теперь к нему не побежали номенклатурные крысы с партбилетами в надежде стать почтенной буржуазией, а потянулись юные умы российской молодежи. Точно так же, как на глазах у бюргеров вольного города Гамельна крысолов вывел в неизвестном направлении всех их детей, из России на Запад устремляется поток студентов, чтобы либо остаться там навсегда, либо вернуться оттуда с «перепрошитыми» мозгами и пополнить нестройные ряды невротиков из внесистемной оппозиции, сжигающих себя изнутри душевными метаниями, глубоким комплексом национальной неполноценности и уверенных только в одном: «В этой стране все плохо».

По данным UNESCO, за рубежом ежегодно обучается около 60 тысяч студентов из РФ, что составляет примерно 1,5% от общего числа иностранных учащихся западных вузов. Наиболее популярно среди российской молодежи получение образования в США и Великобритании. Далее идут Германия и Франция. Отдельную образовательную программу для молодых представителей финно-угорских народов России имеет Финляндия.

Недешевое удовольствие

Учеба за границей — удовольствие не из дешевых. Например, уважаемый в российских финансовых кругах британский диплом бакалавра обойдется в 15-18,6 тысячи фунтов (20-24 тысячи долларов) в год. Стоимость магистерской программы обучения колеблется в этих же пределах. При этом даже подача документов в магистратуру в британских вузах платная и стоит около 50 фунтов. 

   
   

Обучение в престижных университетах американской «Лиги плюща» (Гарвард, Йельский университет и проч.) или Массачусетском технологическом институте (MIT) обойдется еще дороже: от 50 до 70 тысяч долларов в год.

В ряде европейских стран, например в Германии, Франции и Чехии, образование бесплатное, только если программы обучения идут на местном языке, что доступно далеко не для всех. При этом студенту понадобится оплатить обязательный семестровый взнос от 150 до 1,5 тысячи евро. Взнос идет на оплату членства в т. н. «студенческом союзе», который дает возможность пользования библиотеками, скидку в студенческих столовых и городском транспорте. 

Решить вопрос оплаты получения зарубежного образования российским студентам «помогает» многоуровневая система стипендий и грантов, предоставляемых университетами, правительствами стран или региональными властями, министерствами иностранных дел или образования, международными образовательными центрами и, конечно же, целой сетью благотворительных фондов и НКО.

Например, до недавнего времени финансовая поддержка для обучения в вузах Великобритании осуществлялась НКО «Оксфордский российский фонд» (ОРФ). Это одна из старейших в России организаций международного сотрудничества в сфере высшего образования. Согласно финансовым документам, средства для ОРФ переводились, в частности, из «Фонда Ходорковского». За 2020 год связанные с Михаилом Ходорковским структуры выделили фонду более 500 тысяч долларов. Российские студенты могли претендовать на стипендии и гранты по программам Oxford Russia Fellowship, Oxford Russia Scholarship, Oxford Russia Postdoc. 

Объединяет все варианты поддержки студентов из России одно условие. Финансирование обучения распределяется на конкурсной основе, поэтому претендент на подобную помощь должен: соответствовать академическому профайлу; иметь высшие оценки по своему профилю образования; убедить в мотивационном письме руководство вуза в политической благонадежности — «черной меткой», например, станет членство соискателя в официальных молодежных движениях и общественных организациях.

Именно поэтому стопроцентная компенсация затрат на образование встречается крайне редко, получить подобный грант удается всего около 1% российских студентов. Остальные либо получают частичную компенсацию, либо полностью оплачивают обучение, конечно, из кошелька родителей — людей весьма состоятельных.

Внимание мировоззрению студентов

Флейта Гамельнского крысолова увлекает за собой в первую очередь детей российской элиты — управленческой и финансовой. В условиях наступившего в нашей стране «времени принцев», когда элита, сформировавшаяся в 2000-х, передает своим сыновьям должности, положение и влияние, это означает, что получившие за границей образование и вместе с ним новый «культурный код» молодые отпрыски известных фамилий в ближайшее время встанут у руля разных сфер жизни России.

Разработка зарубежными спецслужбами российских студентов, стремящихся получить образование за границей, начинается еще на стадии изучения профайла будущего грантополучателя. Здесь особое внимание уделяется не столько успеваемости студента — это ответственность вузов, — сколько его взглядам и мировоззрению, изложенными им лично в мотивационном письме. 

Дальнейшее изучение учащегося может быть продолжено в консульском представительстве, где при получении студенческой визы каждый кандидат проходит подробное собеседование с сотрудником разведки. В дипмиссиях США, Великобритании и стран ЕС в этой роли часто выступают визовые сотрудницы-женщины, имеющие специальную психологическую подготовку. На этом этапе отсеваются молодые люди, состоящие в российских «проправительственных» организациях: волонтерских, медиапроектах, «Молодой гвардии», ОНФ и проч. 

Предпочтение при получении гранта или стипендии в иностранном вузе получают наиболее «перспективные» соискатели, прошедшие негласную проверку и согласование местных спецслужб. 

Уже оказавшись в зарубежном вузе, каждый российский студент должен стать членом т. н. «студенческого братства» для нормальной организации учебного процесса (посещение библиотек, льготный проезд, питание в кампусе и другие льготы). Вступление в такой союз подразумевает соответствие своими поступками и мировоззрением правилам и нормам университета или колледжа. Особенно жесткие требования в США и Великобритании предъявляются по отношению к демонстрации гендерной и расовой толерантности, поддержке «демократических ценностей». 

Немаловажным аспектом членства в «студенческих братствах» является его пожизненность, т. е. выпускники, например, таких старейших университетов, как Йельский (США), Оксфордский и Кембриджский (Великобритания), обязаны на протяжении всей жизни и в любой ситуации поддерживать выпускников своего вуза. Опознавательным признаком служат определенные цвета, соответствующие конкретному союзу студентов и выпускников. Современным аналогом перстней средневековых тайных обществ служат галстуки с цветами университета или элементы одежды соответствующей расцветки. Камала Харрис, например, не просто так выбрала фон на фото для журнала Vogue, которому она дала свое первое интервью в качестве вице-президента. Цвета драпировки соответствуют цветам «Сестринства АКА» — женского объединения чернокожих студенток, основанного в 1908 году с целью борьбы за политические права цветного населения США. Так Харрис продемонстрировала своим «сестрам», что теперь у них «свой человек» в Белом доме.

Разнузданные попойки «братств» и «сестринств» — это не только неотъемлемая часть студенческой жизни, демонстрируемая в молодежных комедиях, но и инструмент инкорпорирования молодого человека в сообщество. В ходе таких вечеринок проходят обряды инициации — зачастую весьма унизительные, — а также накапливается компромат на членов союза. Таким образом, пожизненное членство в «студенческом братстве» и обязательная поддержка других его членов зачастую строится не только и не столько на добровольной основе, но и на страхе обнародования каких-либо материалов, бросающих пятно позора на почтенного выпускника Йеля или Оксфорда тридцатилетней давности. 

Риторический вопрос: нужны ли России такие интеллектуальные элиты, окончившие ведущие вузы США и Великобритании, чьи веселые похождения в студенческие годы скрупулезно задокументированы некими неформальными организациями, по влиянию сопоставимыми с политическими партиями? Нетрудно представить, как подобный компромат может оказаться в руках зарубежных спецслужб, например, в преддверии важных международных переговоров, на которых российскую делегацию будет возглавлять молодой и перспективный дипломат с дипломом, например, Гарвардского университета. 

Впрочем, от размышлений на грани теории заговора перейдем к конкретике, которую могут подтвердить те, кто обучался в зарубежных вузах. В первую очередь — американских и британских. 

В ходе учебного процесса наибольшее влияние оказывается на мировоззрение студентов, получающих гуманитарное образование по специальностям «журналистика», «социология», «международные отношения», «международная экономика» и «история»: их курсовые или дипломные работы должны быть выдержаны в «правильном» дискурсе, без чего невозможно рассчитывать на положительную оценку. При этом им даются такие щекотливые темы исследований, которые имеют разнообразную трактовку в нашей стране и за рубежом: роль и место СССР в начале Второй мировой войны, современный внешнеполитический курс РФ, состояние дел с правами человека в современной России и т. п. 

Дополнительные «уроки демократии» студенты получают во время различных семинаров, тренингов, встреч с действующими политиками, из СМИ. 

Таким образом, в течение достаточно короткого времени происходит замена патриотических взглядов и убеждений на «либеральную матрицу», часто и заставляющую условно пассивную часть российского студенчества делать выбор в пользу невозвращения либо сознательной антигосударственной деятельности — как открытой в социальных медиа и СМИ, так и скрытой в качестве «спящих» агентов влияния.

Флейта Гамельнского крысолова продолжает играть свою манящую мелодию, и молодые российские граждане уходят «за бугор», чтобы никогда оттуда не вернуться — как в прямом смысле, так и в фигуральном, т. е. не вернуться теми русскими душами, какими они покинули родной предел. Получившие документ об образовании в США или странах Европы в дополнение к профессиональным знаниям получают частично или полностью «перепрограммированный» менталитет западного образца. Они готовы на деле доказывать приверженность либеральным ценностям, участвуя в оппозиционном процессе. Кроме того, российские студенты, получающие государственные или частные гранты НКО и стипендии вузов, представляют собой благоприятную среду для вербовки или использования их «в темную» западными спецслужбами. 

При этом следует учитывать, что отток российских студентов — в среднем 50-60 тыс. человек ежегодно — это только вершина айсберга под названием «утечка российских мозгов». Масштаб проблемы значительно шире.