«Престижнее вузов». Наталия Золотарёва рассказала о плюсах колледжей

Ректор Института развития профессионального образования, член Общественной палаты РФ Наталия Золотарева. © / Пресс-служба Московского Урбанфорума

На днях завершился Всероссийский Форум среднего профессионального образования (СПО), прошедший в рамках Московского Урбанистического форума в Гостином дворе. В нем приняла участие ректор Института развития профессионального образования, член Общественной палаты РФ Наталия Золотарева. В интервью aif.ru она объяснила, почему снова стало престижным получать рабочие профессии, и рассказала, что ждет выпускников колледжей после получения диплома.

   
   

Главное — наставник

Анна Соколова, aif.ru: — Наталия Михайловна, что, на ваш взгляд, стало главным итогом Форума СПО?

— Я бы разделила итоги форума. Первый — это единение людей. Министры образования, директора колледжей и техникумов, как России, так и зарубежных стран, присутствовали на площадке, обсуждали наиболее актуальные задачи, перспективы развития системы СПО, обменивались опытом. И это очень важно — единое понимание, куда мы движемся.

В этом году особенно усилил этот эффект контекст Московского Урбанфорума. Потому что Урбанфорум — это всегда про будущее, про самые современные технологии. И погружение Форума СПО в контекст урбанистики создало особую атмосферу инновационности.

Второй итог — фиксация на стратегических векторах развития системы СПО, которые обозначил министр просвещения РФ Сергей Кравцов и заместитель мэра Москвы Анастасия Ракова. Москва всегда задавала тренды развития как системы образования в целом, так и СПО.

Фото: Пресс-служба Московского Урбанфорума

— И какой же главный тренд?

— Усиление практикоориентированности: связки с предприятиями, работодателями. То, что прошло красной нитью через все сессии Форума. Важный акцент сделан в этом году на роль педагога-наставника. Эта роль в системе СПО ключевая.

   
   

— Но педагог и наставник — это ведь две разных роли, разные фигуры?

— Да. Педагог — это тот, кто преподает, кто помогает освоить дисциплину. А наставник — тот, кто передает опыт, кто делится ценностями профессиональной культуры. Обычно наставников предоставляют предприятия-работодатели.

Наталия Золотарёва. Фото: Пресс-служба Московского Урбанфорума

Борьба за выпускников

— А что еще обсуждали на форуме?

— Конечно, современные технологии, в том числе проведение демонстрационного экзамена, который с этого года стал обязательным элементом государственной итоговой аттестации в системе СПО. Эта технология максимально ориентирует на практичность. Потому что на демонстрационном экзамене студент получает конкретную практическую задачу. Подходит к станку и делает деталь. Или, если это будущий кондитер, печет торт.

— Неужели раньше такого не было?

— В СССР был междисциплинарный квалификационный экзамен, отдаленно напоминающий нынешний демонстрационный. Затем на какое-то время эта практикоориентированность из государственной итоговой аттестации ушла, и оставались только теоретические вопросы. Это очень важно — показать, что умеет студент. На демонстрационные экзамены сегодня приходят работодатели и отбирают себе ребят.

Хотя в целом по многим профессиям в хороших колледжах ребята уже на третьем курсе практически все разобраны. А сейчас вообще тенденция — выпускников перекупают. Две недели назад я была в одном строительном колледже, и мы с директором обсуждали тему трудоустройства. И она рассказала, что у нее все ребята уже разобраны, на четвертом курсе все уже понимают, куда пойдут работать. И к ней обратился работодатель с запросом, что нужны специалисты. На слова, что все уже трудоустроены, он ответил: назовите сумму зарплаты, которую им предложили, я предложу больше.

Фиджитал-сетап. Фото: Пресс-служба Московского Урбанфорума

— И переманил?

— Директор не раскрыла итоги этих переговоров. Чаще всего работодатель подбирает будущих сотрудников во время производственной практики. Сейчас специфика организации учебного процесса в том, что организуется образовательно-производственный кластер, в который входят якорный работодатель, предприятия отрасли и колледжи, с которыми они тесно взаимодействуют. И внутри этого кластера распределяют, какие специалисты кому нужны. Для студента формируется индивидуальная траектория развития, называемая карьерной картой. И он четко понимает, на какое предприятие он пойдет после окончания колледжа, на какую должность придет, на какую должность он может претендовать впоследствии и что ему нужно для этого сделать — например, пройти какие-то курсы дополнительной квалификации.

В профессионалитете применяется очень эффективный инструмент мотивации студентов.

Также, помимо производственной практики, есть обучение на рабочем месте. Учебный процесс организуется на предприятиях — на будущем рабочем месте.

Ритм сердца. Фото: Пресс-служба Московского Урбанфорума

Только по любви

— Мне это что-то напоминает из советских фильмов, книг. Чем такая система отличается от той, что была в СССР?

— В СССР был другой тип экономики. Предприятия были обязаны взаимодействовать с подшефными училищами и техникумами, которые в то время часто были при предприятиях, они готовили кадры для конкретных предприятий. Это была плановая экономика, там были обязательства. Сейчас у нас другая экономика и механизм образовательно-производственного кластера задает новый механизм принятия обязательств — добровольный. То есть предприятие добровольно входит и берет на себя ответственность. Ему это выгодно, ему нужны эти выпускники. Сейчас очень высокая степень заинтересованности работодателей в квалифицированных кадрах. А участие в кластере для предприятия дает право выбора студентов.

— То есть схема, по сути, та же, что при СССР, только тогда все было обязаловкой, а сейчас «по любви»?

— Совершенно верно. Добровольное принятие на себя взаимной ответственности.

— И правильно ли я поняла, что между тем, что было в советское время, и тем, что начало реализовываться в 2010-е годы, образовалась некая дыра?

— Да, 90-е годы. Дело в том, что система СПО генетически связана с промышленностью, с экономикой. И если сложности испытывает одна часть, то, несомненно, это затрагивает и вторую. Когда начался развал советской экономики и стали закрываться предприятия, системе СПО ничего не оставалось делать, как сворачивать подготовку по специальностям. Потому что эти выпускники стали невостребованными. Эта невостребованность выпускников и сформировала определенное отношение и к системе СПО. В 2000-х система начала постепенно перезапускаться.

— Получается, из-за невостребованности упал и престиж СПО, и престиж рабочих профессий?

— Конечно. Все это составляет триаду: востребованность на рынке труда, престиж образовательного учреждения и престиж предприятия. Меня радует, что сейчас наши предприятия оснащены самым современным оборудованием — я смотрю будущие рабочие места для выпускников и вижу чистые, хорошо вентилируемые цеха, новейшие станки. И социальные гарантии многое значат — конкурентноспособная зарплата для рабочих, добровольное медицинское страхование и многое другое. Помните, раньше как у техникумов, так и у предприятий были детские сады, пионерские лагеря, турбазы, санатории для своих сотрудников? Многое из этого было утрачено, от непрофильных активов избавлялись. Но, по моему мнению, все это нужно потихоньку возвращать.

Проекционное шоу Цифровой человек. Фото: Пресс-служба Московского Урбанфорума

Ориентация на БРИКС

Сейчас престиж рабочих профессий и особенно технических специалистов очень вырос. Об этом говорят цифры. В 2011 году лишь 40% выпускников 9-х классов шло в колледжи, причем большинство из них только потому, что понимали — вуз не потянут. А в этом году в колледжи поступили уже 62% выпускников, даже отличники.

Просто колоссально повысился уровень — как колледжей, так и предприятий. И, повторюсь, что, по крайней мере, по инженерно-техническим специальностям трудоустраиваются 100% выпускников колледжей. Причем еще во время учебы. В качестве самозанятых быстро находят работу массажисты, парикмахеры, повара, дизайнеры, звукорежиссеры — этот рынок очень востребован. СПО — это ДЕЛО, которое всегда у тебя в руках, которое всегда прокормит. Вот выпускникам по специальности «юриспруденция», до сих пор эмоционально привлекательной в глазах родителей, придется потрудиться, чтобы найти себе работу, и, возможно, им придется менять специальность, но это исключение.

— В 2012 году Россия вступила в международное движение молодых профессионалов WorldSkills и через несколько лет достигла успехов. Сейчас, ввиду политической ситуации, положение как-то изменилось?

— Участие в WorldSkills позволило нашему СПО сравнить себя с другими странами, выйти на новый уровень. Соревновательность — это всегда стимул для роста, как студентов, так и преподавателей.

В прошлом году членство России в WorldSkills было приостановлено. Но с этого года Министерство просвещения РФ запустило новое, российское движение под названием «Профессионалы». Это два чемпионата — массовый и по высоким технологиям. Если в WorldSkills мы ориентировались на мировые стандарты, то сейчас задача обеспечить гибкую настройку на развивающуюся российскую промышленность, на российскую экономику. В разработке заданий для чемпионатов участвуют предприятия.

И главное — наш чемпионат открытый, на финал приедут делегации из дружественных стран, сейчас ориентация — на БРИКС.