Постковидная реальность. Эксперты ТГУ — о современной подготовке педагогов

Пандемия изменила все сферы общественной жизни. Ограничения, вызванные COVID-19, отразились и на системе дополнительного профессионального образования. Повсеместное развитие онлайн-обучения потребовало от учащихся нового уровня самоорганизации, а от преподавателей — владения специальными технологиями обучения и разработки новых методов работы. О том, какими компетенциями должен сегодня обладать педагог в условиях постковидной реальности, а также о программах подготовки новых учителей рассказали на онлайн-конференции на видеохостинге Youtube руководители одного из лидеров в этой области: Томского госуниверситета.

   
   

Обучение и переобучение педагогов — одно из важных традиционных направлений в работе ТГУ. Так, в 2019-2020 годах в рамках нацпроекта «Образование» и федерального проекта «Новые возможности для каждого» университет успешно реализовал программу повышения квалификации педагогов «Новые технологии в педагогической деятельности», ориентируя ее в первую очередь на университеты и другие образовательные учреждения. 

— Эти программы пользовались бешеным спросом, особенно в 2020 году, когда мы все оказались в ситуации вынужденного дистанта и для нас новая реальность и цифровая дидактика стали определяющими рамками, только в прошедшем году в рамках этой программы удалось обучить более 1300 человек, — рассказал на видеоконференции директор Института дистанционного образования ТГУ Михаил Шепель.

По его словам, университет реализует программы дополнительного профобразования по самому широкому профилю направлений: кроме педагогической сферы деятельности это и инженерно-технические, и гуманитарные области, и предпринимательство. Рассказывая о самых востребованных направлениях, Михаил Шепель отметил, что наряду с деятельностью, связанной с профессиональной реализацией в электронной среде, (электронная коммерция, веб-дизайн, аналитика данных и др.) вырос спрос на такие программы подготовки, как тренеры, коучи, тьюторы. Все они так или иначе связаны с педагогикой, и, проектируя новые программы, ТГУ учитывает эти новые тренды. 

Этот опыт позволяет предлагать обучающимся весьма широкий пакет для повышения квалификации, переподготовки и последующего трудоустройства.

— Сейчас, например, в рамках пилотного проекта мы выводим на рынок пилот подготовки педагогов для деятельности в центрах частного образования, — отметила заместитель проректора ТГУ по образовательной деятельности Елена Суханова. — Мы проанализировали работу 150 таких центров, и анализ показал, что для этих центров, которые во многом сократили свою деятельность начиная с весны, в период пандемии актуально удержать существующие кадры и создать новый компетентностный портфель, так как и родители, и дети после пандемии приходят с новыми запросами. Также и деятельность центров, которая была временно прекращена или перепрофилирована, сейчас требует новых кадров. 

Программа ТГУ «Новые контуры педагогической деятельности в частном образовании» как раз ориентирована на две целевые группы: группу ищущих работу и группу, которую направляют сами работодатели для повышения квалификации.    
   

По словам Елены Сухановой, в программе есть педагогический и психологический блоки, а также материалы о том, какие теории и принципы должны знать педагоги. В целом программа нацелена на освоение педагогами технологий, которые помогут им выполнить педагогические задачи и создать для ребенка подходящие развивающие условия.

— Мы готовы начинать обучение, группа у нас практически набрана. И запрос на такое обучение больше, чем сейчас позволяет пилотный проект, — констатировала заместитель проректора ТГУ. — Это показатель того, что мы движемся в правильном направлении. С 24 февраля стартует группа, это обучение в офлайн-форматах: это живые тренинги, живые мастер-классы. Но мы подключаем и ряд модулей в онлайн-среде.

В условиях постковидной реальности педагогам становятся остро необходимы три новых типа компетенций.

— Два типа компетенций были ожидаемы, — рассказала Суханова. — Понятно, что развитие онлайн-обучения и цифровых технологий потребует от педагогов владения специальными технологиями, потому что они не могут перенести свои формы работы напрямую в онлайн-среду, не владея техниками, приемами и особой дидактикой. Это пандемия подсветила, актуализировала.

Второй момент заключается в ответе на вопрос о том, что может дать педагог, если информационная среда так насыщена. Ведь ему нужно овладевать компетенциями, связанными с сопровождением и организацией деятельности, а не только с передачей знаний. Поэтому сейчас идет дидактическо-компетентностная перестройка.

Третий тип компетенций касается развития самоорганизации студентов. По результатам одного из исследований, охватившего больше 20 тысяч студентов, выяснилось, что у тех, кто владел навыками самоорганизации и опытом самостоятельного обучения, возникало меньше сложностей при переходе к дистанту или смешанным формам обучения. А ведь сложности студентов тут же становятся сложностями преподавателей. Последним теперь приходится учитывать, что разрыв непосредственной коммуникации не позволяет вести прямое педагогическое воздействие. 

— Я больше думаю не о том, что надо сказать студентам, а о том, как на другой стороне веб-камеры организовать их образовательную деятельность, какое дать задание, учитывающее наличие или отсутствие навыков самоорганизации. Этот результат был интересным для экспертного сообщества, и мы как раз думаем о программах повышения квалификации педагогов школ и преподавателей, которые могли бы закрыть этот дефицит, работу с такими сложностями у детей и молодежи, — резюмировала Елена Суханова.