Получить билет в будущее. Как проходит профориентация для школьников

Кирилл Зыков / АГН Москва

Можно ли верно выбрать подходящую профессию в детстве? Оказывается, это достаточно просто для тех, кто принял участие в новом проекте. По всей стране в рамках нацпроекта «Образование» проходят профориентационные мероприятия для школьников 6-11 классов «Билет в будущее». 

   
   

Школьники, не участвующие в ранней профориентации, зачастую выбирают направление обучения наугад, не понимая, чем они хотят заниматься в дальнейшем (расхожее мнение: не знаешь, куда идти, выбирай экономический факультет, любишь литературу — иди на филфак). Внедряя же механизмы ранней профориентации, у государства появляется возможность фактически адресной поддержки дальнейшего образовательного пути каждого, обеспечивая ребят бюджетными местами в вузах и колледжах. Соответственно, реализуется одна из основных задач национального проекта «Образование» — повышение эффективности подготовки кадров и эффективности высшего образования.

Первый этап можно пройти на своем домашнем компьютере — это интерактивное тестирование на знание существующих профессий на сайте проекта. Всего в личном кабинете более 60 тестов. Чем больше тестов проходит участник, тем точнее система определяет его интересы и подбирает подходящие практические мероприятия и рекомендации. 

Второй этап — погружение в профессию. Школьники под руководством наставника знакомятся с тонкостями интересующих их профессий и выполняют задания из реальной профессиональной деятельности. Например, вытачивают деталь на станке, печатают макет на 3D-принтере, пишут код, готовят сладкий десерт. Мероприятия могут быть разного уровня сложности и длительности, при этом доступны каждому ребенку без предварительной подготовки и специальных знаний. Мероприятия проходят очно и в онлайн-формате. Родители получают уведомления, на какие мероприятия записался их ребенок, и согласовывают его участие. Таким образом, дети получают возможность в интерактивной форме узнать о самых перспективных профессиях на текущий момент и осознанно подойти к выбору специальности.

Наглядный пример эффективности проекта — участник проекта прошлого года из Саратовской области Глеб Смоляков. «В 9 классе передо мной встал выбор — идти в 10 класс или в колледж, рассказывает мальчик. — Родители предлагали одну профессию, друзья уговаривали остаться в школе. Проект дал мне действительно билет в будущее и помог в выборе профессии. Сначала я зарегистрировался и прошел тесты. Платформа дала мне рекомендации пройти профпробы по компетенции Графический дизайн. Пройдя практическое мероприятие под руководством наставника, я заинтересовался профессией графического дизайнера. До этого я думал об IT-профессии, но не знал точное направление. Наставник-эксперт рекомендовала мне посещать дополнительные занятия по этой компетенции для углубления своих навыков. Занимаясь на курсах, я стал участником регионального чемпионата Молодые профессионалы по компетенции Графический дизайн, занял 2 место. Чемпионат и проект поставили точку в определении моей профессии. И вот я студент 1 курса Саратовского архитектурно-строительного колледжа по профессии Графический дизайнер».

В этом году в рамках проекта в Омской области прошла экскурсия школьников и профессиональные пробы в областном аграрно-технологическом колледже по направлению «Ветеринария». Участие в практическом мероприятии позволит школьникам определить качество животноводческих и растениеводческих продуктов питания с полок омских супермаркетов и рынков, которые они употребляют ежедневно. Качество продуктов питания участники практического занятия смогут оценить при помощи люминоскопии, используя специальное оборудование в мастерской колледжа. 

В Волгоградской области местный экономико-технический колледж проводит профессиональную пробу по компетенции «Веб-дизайн и разработка» для школьников 9-11 классов. Наставником выступит преподаватель колледжа (предмет — информационные технологий и электроника). Согласно заданию, школьникам надо будет применить один из сервисов-конструкторов чат-ботов для месенджера «Телеграма» и сделать собственного полезного бота. После подробного инструктажа и оглашения критериев успешного выполнения задания дети приступают к его выполнению. Выполнение задачи участниками происходит под контролем. По окончании педагог дает общую оценку и рекомендации по развитию навыков и умений участника, акцентирует его внимание на наиболее успешных и менее успешных моментах в его работе.

   
   

Волгоградский государственный технический университет (ВолгГТУ) — региональный опорный технический вуз — проводит профессиональную пробу по компетенции «Разработка мобильных приложений». Наставники университета расскажут участникам о том, кто такие разработчики мобильных приложений, как ими стать. Выполняя задания, дети смогут попробовать свои силы в создании приложения для своего смартфона под управлением системы Android. После прохождения тестов участникам станут доступны персональные рекомендации по дальнейшему развитию. Полученные компетенции школьники смогут развивать под руководством наставников вуза и дальше. В том числе на мероприятиях, проводимых в Робошколе (в октябре) и на Олимпиаде Кружкового движения НТИ. 

В Удмуртской Республике начались первые профессиональные пробы учащихся 6-11 классов в рамках проекта «Билет в будущее». Практические профориентационные мероприятия пройдут по компетенциям «Организация экскурсионных услуг», «Визаж и стилистика», «Парикмахерское искусство», «Графический дизайн», «Электромонтаж» и «Ювелирное дело» на базе ижевских техникумов и организаций дополнительного образования. Первыми свои двери для школьников открыли Ижевский машиностроительный техникум им. С. Г. Борина, Техникум радиоэлектроники и информационных технологий имени А. В. Воскресенского, Дворец детского (юношеского) творчества, и Станция юных техников Устиновского района г. Ижевска. 

Подобные мероприятия все шире охватывают учебные заведения по всей стране. Дети смогут быстро и точно подобрать себе специальность.