Подарки ко Дню учителя. Как государство помогает педагогам страны

© / Olga_Kuzmina / Shutterstock.com

5 октября в России отмечается День учителя. Национальный проект «Образование» нацелен не только на улучшение качества образования детей, но также на помощь педагогам.

   
   

Ключевая задача нацпроекта — предоставление качественного образования каждому ребенку вне зависимости от места проживания и вывод России в десятку лучших стран по качеству общего образования. Без учителей этих целей добиться невозможно. Именно поэтому большой акцент в нацпроекте сделан на предоставление возможностей для дальнейшего профессионального развития учителей.

В рамках нацпроекта «Образование» по всей стране открываются центры непрерывного повышения и оценки профессионального мастерства педагогов. Здесь учителя могут обучиться современным цифровым компетенциям и повысить квалификацию по индивидуальной образовательной траектории.

Первый в России центр был открыт в прошлом учебном году на базе Коломенского государственного социально-гуманитарного университета в Московской области. Мастер-классы, воркшопы и тренинги для учителей проходят с использованием современных технологий. Центры оснащены инновационным оборудованием: от цифровых микроскопов до робототехники. А еще здесь проходят тематические модули  «Как решать конфликты в школе», «Как работать с жалобами родителей», «Программирование», «Проектная работа со школьниками». В центре учитель может познакомиться с самыми эффективными педагогическими новинками и методиками и обсудить с коллегами насущные проблемы и острые школьные вопросы.

5 сентября в Уральском государственном педагогическом университете (УрГПУ) открылся первый в Свердловской области центр непрерывного повышения педагогического мастерства «Учитель будущего». Центр оборудован лекториями, оснащенными компьютерным оборудованием, цифровыми учебными комплексами-трансформерами, многофункциональной учебной аудиторией с интерактивной панелью, зонами коворкинга и неформального общения.

Сейчас таких центров уже десятки по стране. А всего к 2024 году их должно быть 340. При этом не менее 50% учителей должны быть вовлечены в национальную систему профессионального роста.

В рамках нацпроекта в этом году запущен всероссийский конкурс «Учитель Будущего». Конкурс «Учитель Будущего» — драйвер для профессионального и карьерного роста педагогов. Интерес к конкурсу в 2020 году был очень высок — на первом этапе было подано более 39 тысяч заявок, по условиям их могли подать все учителя страны вне зависимости от возраста и предметной специализации. Конкурс командный, а единственное ограничение — команда должна состоять из 3 педагогов одной школы. 27 сентября завершился полуфинал в Центральном федеральном округе и были окончательно определены команды учителей, прошедшие в финал конкурса, который пройдет в конце октября.

   
   

Одна из команд финалистов конкурса — учителя Физико-математического лицея № 366 г. Санкт-Петербурга. Георгий Вольфсон, один из участников команды, — выпускник 366 лицея, окончил математико-механический факультет Санкт-Петербургского государственного университета, работал программистом. Однажды школьный руководитель кружка предложил ему попробовать себя в роли учителя. Георгий последовал совету — и затянуло. Свой опыт участия в конкурсе Георгий оценивает в первую очередь как возможность для развития и знакомства с опытом других коллег, а значит как шанс стать ближе к тому самому образу учителя будущего. Помимо школьных уроков, Георгий большое внимание уделяет дополнительному образованию детей, недавно открыл свой центр допобразования для сильных учеников. Один из коллег по команде Георгия — его отец Игорь Вольфсон. Игорь Павлович пришел работать учителем в школу вслед за сыном, разрушив тем самым первый стереотип, что дети идут по стопам родителей.

В помощь учителям в школах развивается цифровая образовательная среда. К концу 2020 года 7,9 тыс. общеобразовательных организаций в рамках нацпроекта будут оснащены современными ноутбуками, интерактивными досками для обучения, высокоскоростным интернетом, а к 2024 году — 31,5 тыс. школ. Теперь у учителей появляются возможности использовать в процессе обучения цифровые технологии, быть с учениками на «одной волне».

Так, в Образовательном центре с. Борское Самарской области к новому учебному году появилось все необходимое для работы: ноутбуки, интерактивные комплексы, а также многофункциональные устройства. Хоть ученики и недавно приступили к обучению в новых классах, они уже успели познакомиться с современным оборудованием и рассказали гостям о возможностях интерактивного комплекса, а педагоги продемонстрировали, как будут проходить занятия с помощью Google-презентаций. «С начала учебного года мы активно начали пользоваться новым интерактивным комплексом и ноутбуками и уже успели отметить преимущества, — рассказывает учитель русского языка и литературы Алёна Мечкаева. — На уроках русского языка и литературы мы применяем ноутбук и интерактивный комплекс в режиме графической иллюстрации нового материала. Сейчас ребята учатся составлять Google Презентации и виртуальные экскурсии Google Maps по биографии и творчеству писателей».

В малых городах и селах открывают центры цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста». Теперь даже учителя в сельских школах могут обучать детей наравне с городскими. Центры оснащены современными компьютерами, 3D-принтерами, квадрокоптерами, ноутбуками. Тут проводят уроки по направлениям «Технология», «Информатика», «ОБЖ», а после уроков организуют кружки дополнительного образования детей. Сейчас таких «Точек роста» 5000, а к концу 2024 года будет 16 тыс.

Один из примеров яркого руководителя «Точки роста» в сельской школе — Алексей Фоломкин из с. Ягодное Самарской области. Алексей одним из первых освоил возможности «Точек роста» и стал не только учить детей, но и учителям по всей стране рассказывает и наглядно показывает возможности таких центров. «Нам очень повезло с открытием центра „Точка роста“, — отметил Алексей Фоломкин. — Если со специальным конструктором раньше работали ученики седьмого класса, то сейчас это доступно уже пятиклассникам».

Продолжается строительство современных школ. Это позволяет ликвидировать обучение детей во вторую и третью смену. Такие перемены снимают нагрузку не только с детей, но и с учителей. К концу 2020 года будет открыто 139 школ на 90 тыс. новых мест.

В Курской области в школе № 58 в этом году начался первый учебный год. За парты нового образовательного учреждения сели более тысячи школьников. Школа построена в рамках нацпроекта «Образование». В учебном заведении — бассейн длиной 25 метров, три спортзала, актовый зал на 500 человек с большим экраном и стоматологический кабинет. Оснащение школы также отвечает всем современным требованиям. Среди учебного оборудования — цифровые лаборатории для предметных кабинетов, мобильные компьютерные и лингафонные классы, модели для занятий робототехникой, лаборатория 3D-моделирования и многое другое.