Объявили о разработке даже словаря и грамматики для дошкольников: мол, культура русского языка у молодёжи упала дальше некуда. Так ли всё плохо у детей с русским языком и литературой? Нужно ли исключать из школьной программы Достоевского?
Мало уроков
Юлия Реппо, «АиФ»: Некоторое время назад предлагали Достоевского исключить из школьной программы, а то не ровён час дети начитаются, начнут представлять себя Раскольниковыми и пойдут убивать старух- процентщиц.
Елена Карчина: Совершенно не согласна! Если мы исключим Ф. М. Достоевского из школьной программы, то велика вероятность, что, повзрослев, человек уже никогда не возьмёт в руки эту книгу. А ведь кто-то, прочитав Достоевского в школе, настолько им увлекается, что этот писатель становится любимым на всю жизнь. Классику читать часто тяжело: она требует душевных сил, наводит на размышления. Если не преподать этот урок детям, то потом будет уже поздно. Конечно, на восприятие таких серьёзных произведений накладывают отпечаток подготовленность ребёнка, уровень его интеллектуального развития. Но мы же не можем ориентироваться только на «средненького» ученика. В классе разные дети. Поэтому школа должна говорить о классиках литературы.
- Есть мнение, что школьная программа по литературе перегружена, а потому дети многие важные произведения просматривают мельком, и в головах и сердцах после этого ничего не остаётся.
- Мне кажется, не столько перегружена программа, сколько урезаны часы на её изучение. В обычном, непрофильном классе сейчас всего 3 урока литературы и 2 урока русского языка в неделю. Это крайне мало. При этом ЕГЭ по русскому языку сдают все. И все хотят высоких оценок, даже если не идут в лингвистические вузы. Потому что баллы, полученные за русский, помогут ребёнку поступить в вуз на выбранную специальность, если он чуть-чуть недобрал по профильному предмету. Почему бы не дать для наших предметов побольше часов, чтобы мы купались в любви к языку и ребята тоже вместе с нами?
Влияние Интернета
- В прошлом году дети впервые написали выпускные сочинения. Каким получился первый опыт, какие ошибки стоит учесть?
- Опыт, к сожалению, получился немного печальный, несмотря на то что мы всем ребятам поставили зачёт. Значительная часть работ представляла собой не классическое сочинение, а эссе, как в ЕГЭ по русскому языку, - где-то что-то списали, что-то скомпилировали. Это они научились неплохо делать. А к литературе, раз она никогда не была обязательной при сдаче госэкзаменов, и отношение у детей как к второстепенному предмету. То есть систему подготовки детей к написанию классического сочинения по литературе мы немного утеряли. Но хорошо, что сейчас к ней возвращаемся. И в этом году результаты будут наверняка намного лучше.
- Говорят, нынешние дети - виртуальные, у них клиповое мышление, они не могут большое произведение типа «Войны и мира» освоить, а то и просто понять текст в условиях задачки по математике.
- Слава богу, что таких ребят, которые неспособны воспринять цельность произведения или даже публицистической статьи, немного. Они были и раньше. Я не думаю, что на это так повлияло появление Интернета.
- С введением ЕГЭ начали часто говорить о том, что учителя стали учить по шаблону. Натаскивать на определённые типы заданий.
- В корне не согласна! Как мы учили русскому языку до введения ЕГЭ, по той же самой программе учим и сейчас.
- Что вы могли бы посоветовать родителям?
- Самое главное - находить время на общение с ребёнком. Сейчас мы все настолько загружены на работе, что не успеваем даже толком поговорить с детьми. «Уроки сделал?» - «Да». - «Поел?» - «Да». Вот к таким «да» - «нет» порой сводится общение за весь день, а то и за несколько дней. Этого нельзя допускать. Как только появляется свободная минутка, приоритетным в круге интересов родителей должен быть не поход в торгово-развлекательный центр или просмотр телепередач, а общение с ребёнком, обсуждение наболевших проблем, прочитанной книги или увиденного фильма. Я в этом уверена.