Комиссия - за каменной стеной
Елена Воронова, «АиФ»: Что это за «новый поворот» в образовании, на что настраиваться теперь будущим сварщикам, поварам, станочникам, кровельщикам?
Дмитрий Глушко: Настраиваться надо прежде всего на работу - честную, ответственную и профессиональную. С 1 января этого года в России стартовал пилотный проект по внедрению итогового демонстрационного экзамена, в течение которого выпускник колледжа имеет возможность наглядно показать, чему он научился за эти годы и насколько хорошо овладел профессией. Если это повар, то он готовит обед, парикмахер делает сложную стрижку, токарь вытачивает деталь по заданным чертежам, плиточник облицовывает заданные поверхности, каменщик кладёт стену и так далее.
- Каменные стены, сварочные работы прямо на экзамене?
- Разумеется, ведь эксперты должны оценить, чему научился выпускник, с какими навыками он выходит на рынок труда. Стандарты Worldskills - высокий уровень мастерства, умение работать с высокотехнологичным современным оборудованием. Вообще сам экзамен - такой мини-чемпионат на площадке учебного заведения, практический показ того, что конкретно умеет делать молодой рабочий.
Супчик в теории
- А обычно как проходит экзамен в российских училищах?
- В любом колледже после окончания обучения вручают диплом, в котором написано, какой квалификацией обладает выпускник. До недавнего времени существовало два варианта получения диплома о среднем специальном образовании. Первый годится для выпускников, получивших начальное профессиональное образование (это рабочие, например). Они выполняют квалификационную работу, содержание которой определяет сам колледж: скажем, повар должен поджарить две котлеты, а плотник - остругать доску и сделать табуретку... То есть принципы квалификации определяет само училище в соответствии со своими представлениями о том, «что такое хорошо и что такое плохо» в данной профессии. Второй вариант сдачи экзамена практикуется для выпускников - будущих специалистов среднего звена, которые защищают дипломную работу. Это теоретический экзамен, на котором учащийся на словах доказывает комиссии, какой он хороший повар и как ловко он варит какой-нибудь фасолевый супчик.
- Теоретическим супом сыт не будешь.
- Разумеется, и выяснить, что за специалиста мы выпускаем, таким образом тоже невозможно. Однако человек получает диплом и идёт устраиваться на работу, хотя о его умениях можно судить только с его собственных слов. Новый же стандарт экзамена подразумевает публичную демонстрацию мастерства выпускника колледжа, причём это мастерство регламентировано международными стандартами Worldskills.
Победитель «на вылет»?
- А что послужило толчком для перехода к новой системе приёма экзаменов?
- В прошлом году сборная нашей страны вернулась с международных состязаний Worldskills в Гётеборге, где она завоевала больше всех медалей, после чего с ребятами встретился президент Путин. Результатом этой встречи стало его поручение к 2020 году перевести половину всех колледжей страны - а у нас их 3,5 тыс. - на подготовку молодых специалистов по международным стандартам с одновременным внедрением демонстрационного экзамена. Он отметил также, что результаты соревнований могут быть приравнены к итоговой аттестации.
- То есть победитель может не сдавать выпускные экзамены? А почему речь зашла об этом?
- Потому что Путин разговорился с одной из участниц, спросил её, где учится, а девочка ответила, что, скорее всего, уже нигде, потому что её собираются отчислить из училища. Пока она готовилась к соревнованиям, нарабатывая мастерство, пропустила много занятий, и теперь эти прогулы могут выйти ей боком. Президент удивился: как можно отчислить мастера, знающего своё дело настолько хорошо, что международные эксперты присудили ему победу?
Зачем вам пароконвектомат?
- Как обеспечить условия для сдачи экзамена? ведь для этого нужно оснастить колледжи всем необходимым оборудованием, станками, материалами. Кто будет оплачивать этот дорогой «банкет»?
- В проект по внедрению демонстрационного экзамена по стандартам Worldskills уже включились 26 регионов России - Хабаровский край, Якутия, Новосибирск, Красноярск, Тюмень, Мурманская, Нижегородская области, Татарстан и многие другие. Они готовы выделять деньги из своих бюджетов на оснащение колледжей и подготовку преподавателей. Потому что хорошо понимают - это лучшее вложение в их собственное будущее: в рабочие руки будущих мастеров, специалистов, профессионалов. Причём оборудование планируется закупать не просто лучшее, а самое современное, которое даже опережает сегодняшний рынок. Мы должны готовить людей завтрашнего дня, которые смогут работать с самой передовой техникой. Например, существует такая штука, как пароконвектомат, - это невероятно сложная высокотехнологичная духовка, которую сегодня может позволить себе далеко не каждый московский ресторан. Но некоторые российские учебные заведения уже закупают пароконвектоматы для занятий. Обучение должно быть опережающим, чтобы специалисты могли работать как с примитивными сковородками, так и с современным оборудованием.
- Но это же очень дорого.
- Конечно, поэтому подобные нововведения надо внедрять постепенно и тщательно продумывать стратегию. И сейчас перед нами стоят две важнейшие задачи: мы должны разработать документы, регулирующие нормативы образования в рамках итоговой аттестации, и отрегулировать модель проведения самой аттестации. Экзамен нельзя превращать в безумный конвейер, ведь каждый выпускник должен выполнить работу в строго отведённые сроки и очень качественно.
- Но разве можно успеть проэкзаменовать таким образом целый курс всего за две недели?
- Разумеется, это очень сложно, поэтому мы считаем, что период сдачи итоговой аттестации должен быть не 14 дней, а, например, тянуться весь период последнего учебного полугодия - всё равно в это время, как правило, учащиеся проходят практику. А если бы существовал график, по которому ребята могли бы приходить и спокойно выполнять экзаменационное задание, то в этом случае всем хватило бы и времени, и дорогостоящих рабочих мест.
- Как оцениваются итоговые работы?
- По стандартам Worldskills, признанным во всём мире. Это система оценок в баллах, учитывающая массу параметров для каждой профессии. И не надо бояться слова «стандарты», ведь наша задача - не воспитание одного-единственного чемпиона, который победит на международных состязаниях, а массовая подготовка мастеров, каждый из которых работает на уровне чемпиона. Наши выпускники обычные ребята, профессионалы, которые завтра выйдут на рынок труда.
- Получается, от введения новых стандартов выиграют в первую очередь молодые рабочие?
- И рабочие, которые смогут получить востребованную профессию и повысить таким образом собственную стоимость на рынке труда, и работодатели, которым мы даём понятный механизм отбора рабочих кадров. Но в первую очередь выиграет Россия, в которой будет появляться всё больше высокопрофессиональных специалистов.