Планета детей. В России появилась мегашкола

1 сентября в России открылись 160 новых школ, и в том числе самая большая в стране. Воронежский образовательный центр «Содружество» — более известный как «мегашкола» — рассчитан на 2860 учеников и занимает площадь в 10 гектаров, здание состоит из двух корпусов-«планет» и семи корпусов-«лучей». Вероятно, уже скоро рекорд будет побит — огромные школы строятся сразу в нескольких регионах, и в адрес местных властей звучат обвинения в «гигантомании».

   
   

О том, для чего нужна такая большая школа, и чем, кроме размеров, она отличается от остальных, в канун Дня Учителя рассказала директор воронежского центра Ольга Струкова.

Не масштабы, а содержание

Юрий Голубь, aif.ru: Ольга Егоровна, строительство мегашкол — общероссийская тенденция. Одновременно с воронежской была открыта школа на 2400 учеников в Пензе, на 1600 — в Тольятти. Критики объясняют это нехваткой земельных участков и высотной застройкой новых кварталов. А чем оправданы такие масштабы с педагогической точки зрения?

Ольга Струкова: Конечно, дело не в масштабах, а в содержании. У нас, кроме освоения основной программы, планируется дополнительное образование. Дети будут заниматься в разных клубах и кружках, спортивных секциях. Помимо учебных блоков, где проходят основные предметы — математику, русский язык и т. д., — есть блоки науки и искусства: живописи, хореографии, обжига, ваяния. И это очень перспективно.

— Как совместить такой масштаб с индивидуальным подходом к ученику?

— Очень просто. Мы обязательно учитываем особенности ребёнка и выстраиваем траекторию образования для каждого. Есть обязательные предметы, а есть те, что выбирает он сам.

   
   
Фото: Проектный институт «Гипрокоммундортранс»

Право выбора

— А как же выбрать правильно? Мало кто в средней школе представляет, кем хочет стать в будущем.

— Например, мы организуем встречи с интересными людьми, которые увлекательно рассказывают о своей профессии, делятся опытом. И, конечно, у детей есть все возможности глубже изучать именно тот предмет, который им особенно нравится, будь то физика, химия, история или биология.

Как правило, индивидуальная образовательная траектория формируется к девятому-десятому классам. Но мы уже с пятого организовали укрупнённые направления — гуманитарное, физико-математическое и креативное. Поступая в школу, дети письменно рассказывали о своей мечте, и мы их распределяли. С седьмого класса формируются более чёткие векторы.

Дети изучают обязательный набор предметов, а затем расходятся по группам в зависимости от интересов. Кроме того, планируется, что по субботам они будут заниматься на базе наших вузов-партнёров. В свою очередь преподаватели вузов приходят к нам и занимаются с нашими детьми.

— Физико-математические и гуманитарные классы есть во многих школах. А чем будут заниматься те, кто выбрал креативный путь?

— Сюда относятся дизайн интерьеров, архитектура, моделирование одежды — эти направления сегодня очень востребованы.

Фото: Проектный институт «Гипрокоммундортранс»

Успех для каждого

— Сотрудничество с вузами — это здорово. Но сегодня стране особенно нужны квалифицированные рабочие…

— У нас в школе есть оборудование ручной и автоматической сборки, пространство виртуальной дополненной реальности. Ученики смогут создавать 3D модели автомобилей, кораблей и другой техники.

Для изучения предмета «Технология» есть швейные машины. Есть «умная квартира», где дети уже в ближайшее время начнут заниматься выпечкой и другими направлениями кулинарии. Причём это касается не только девочек, но и мальчиков, которые тоже в будущем могут стать поварами.

— Дети выбирают предметы, потом все вместе занимаются в лекционной аудитории — такой нетрадиционный для школы режим учёбы требует большой самостоятельности. Можно ли её ждать от школьников?

— Мы постепенно уходим от традиционного ведения уроков. Например, в начале года биология у нас проходила в уличном атриуме, где посажены самые разные растения. Там же проходили музыкальные занятия. Физику дети изучали в научном блоке — в лабораториях и классах робототехники. Были уроки в медиакафе. Да, организовать это непросто, но детям нравится, и они вполне справляются.

И, конечно, совсем отказываться от классно-урочной системы мы не планируем. Это будет неправильно — ведь к нам приходят дети из других школ, которые к ней привыкли. Хотя, я думаю, что новые подходы всё активнее будут применяться и в остальных школах.

— Всё-таки дети учатся по-разному. Будете отбирать лучших?

— Это не совсем правильно — особенно на начальном этапе. Все дети — талантливые. Каждому нужно уделить столько времени, сколько необходимо для изучения той или иной дисциплины. Но создавать анклавы — делить классы на лицейские, гимназические и обычные — ни в коем случае нельзя.

Каждый ребёнок должен быть успешным. И мы — профессионалы-педагоги — обязаны ему помочь.

— Но ведь конкуренция полезна. Классы будут соревноваться между собой?

— Безусловно. Будут интеллектуальные, спортивные, социальные проекты, в которых дети смогут проявить соревновательный дух.

Фото: Проектный институт «Гипрокоммундортранс»

Дежурства и субботники

— Недавно у нас официально разрешили трудовое воспитание. У вас огромная пришкольная территория, и содержать её непросто. Ученики помогут?

— Мы их уже привлекаем к труду. За каждой параллелью и каждым классом закреплён участок, который дети выбрали сами — они его регулярно убирают. Свои зоны за классами закреплены и в самом здании школы.

Есть дежурные по классам — даже самые маленькие с удовольствием убирают за собой бумажки, ставят стульчики на столы. Расписание дежурств составляют они сами — вместе с классными руководителем.

Мы проводим субботники, куда привлекаем и родителей. Это важно — дети должны видеть заинтересованность взрослых.

— И родители не против?

— Отнеслись с большим пониманием. Так же, как и дети, они заинтересованы сберечь то, что у нас есть сегодня.