Объединить знания. Нижегородский вуз стал частью Университета ШОС

Студенты Высшей школы международных отношений и мировой политики — участники филиала SCOLAR Network Нижний Новгород приняли участие в Модели ШОС на базе МГИМО МИД России. © / Фото: НГЛУ им. Н. А. Добролюбова

Стать частью Университета Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) непросто. Образовательные организации проходят строгий конкурсный отбор. Всего за 17 лет статус организаций-делегатов Университета ШОС получили 77 российских и зарубежных университетов.

   
   

Студенческая мобильность

Университет ШОС — система вузов с общим образовательным пространством. А это большие возможности для обучающегося. Так, с любого семестра студент может продолжить образование в ином российском или иностранном вузе, который реализует программу ШОС (кроме России, в ШОС входят Казахстан, Китай, Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан, в статусе стран-наблюдателей — Индия, Иран, Монголия и Пакистан). Программы обучения всех университетов системы согласованы, и при переходе студента ему легко засчитывают необходимые дисциплины. Выпускник получает диплом университета, где начал академический путь или проучился дольше всего. 

Одной из организаций- делегатов Университета ШОС в 2024 году стал Нижегородский государственный лингвистический университет (НГЛУ) им. Н. А. Добролюбова.

«Университет ШОС — это сложная модель мирового университета, когда деньги ходят не за университетом, а за студентом. Она требует большого ресурсного вложения со стороны высших учебных заведений. Войдя в университет ШОС, вуз становится вузом мирового уровня», — рассказала ректор Нижегородского государственного университета им. Н. А. Добролюбова Жанна Никонова

Ректор вуза Жанна Никонова. Фото: НГЛУ им. Н. А. Добролюбова

Стремясь стать делегатом Университета ШОС, нижегородский вуз в конкурсной заявке продемонстрировал свой опыт обучения студентов из государств-членов ШОС, рассказал о реализации интернациональных проектов и программ, подтвердил эффективность образовательной, научной и инновационной деятельности по избранным направлениям подготовки — «Педагогика» и «Регионоведение». 

Опыт первого в России хаба Молодежной платформы для стран ШОС SCOLAR Network на базе НГЛУ им. Добролюбова изучили в Москве и Санкт-Петербурге. Фото: НГЛУ им. Н. А. Добролюбова

«Вхождение Университета Добролюбова, надежного партнера и доброго друга платформы „SCOLAR Network“, регионального эпицентра молодежной дипломатии и проектной повестки, в сетевой Университет ШОС — важный шаг на пути к усилению межнациональных научно-академических, культурных связей, эффективного проектно-ориентированного диалога молодежи, трансрегиональному экспорту лучших образовательных и социогуманитарных практик на пространстве стран Шанхайской организации сотрудничества. Молодое поколение способно быть гибким и динамичным в принятии решений и дизайне уникальных идей, направленных на достижение согласия и добрососедства», — считает председатель Молодежной платформы для стран ШОС «SCOLAR Network» Виктория Ху.

Сейчас в инязе ждут и студентов из стран Шанхайской организации, и ребят из других регионов России, чьи вузы тоже стали делегатами Университета ШОС.

   
   

Учиться дружить

Несмотря на непростую обстановку в мире, интерес к России, её культуре, традициям и языку растёт. Доказательство тому — Проект «Летний институт», площадкой проведения которого уже второй год подряд становится нижегородский иняз.

По программе в Нижний едут учиться преподаватели русского языка за рубежом и молодые ученые из 11 стран — Индии, Аргентины, Китая, Кыргызстана, Казахстана и др. Желающих приехать всё больше, конкурс был больше трех человек на место. 

Для иностранных гостей организовали и изучение языка, и знакомство со страной. Они побывали в университетах Республики Татарстан, Республики Мордовии, Республики Марий Эл, Нижегородской области, познакомились с локальным колоритом, чтобы глубже понять, что такое настоящая Россия.

«С точки зрения нашего региона, это золотой проект, потому что он популяризирует Нижегородский край, вкладывается в его долгосрочную имиджевую составляющую», — считает первый проректор нижегородского иняза Анна Горохова.

«Летний институт — уникальная возможность окунуться в русскую культуру и образовательную среду, встретить новых друзей из разных стран мира и построить крепкие мосты для дальнейших плодотворных исследовательских и просветительских проектов. Мы узнали много нового и полезного, посетили самобытные культурные места, вдохновились этническими кодами региональных столиц», — рассказал старший преподаватель кафедры журналистики Ошского государственного университета (Кыргызстан) Шербол Жапаралиев.

«Мотивацией стало и общение с другими участниками программы — молодыми, увлеченными исследователями: мы обменивались идеями, делились исследовательскими проектами. Искренне надеюсь, что программа будет развиваться, вдохновляя новые поколения исследователей открывать новые профессиональные маршруты и приезжать в гостеприимную Россию!» — поделилась старший преподаватель кафедры философии, теории и истории культуры Бишкекского государственного университета им. К. Карасаева Бегайым Маратова

Слушатели Летнего института. Фото: НГЛУ им. Н. А. Добролюбова

Взаимный интерес

Нижегородцы заинтересованы в знакомстве с другими языками и культурой. Так, в 2024 году возник огромный спрос на курсы китайского языка. Институт Конфуция при нижегородском инязе существует с 2011 года, в 2024 году число обучающихся на дополнительных образовательных программах по китайскому языку превысило 500 человек. Но желающих учить китайский ещё больше — планируется открытие новых образовательных курсов с увеличением числа обучающихся до 1000 человек.

Кроме того, иняз стал единственным в регионе вузом, где есть направление «Африканистика», и пилотной площадкой федерального проекта популяризации российского образования, русского языка и культуры в странах Африки. 

Помощь делом

Общественная деятельность в России значит всё больше — и для социума, и для развития личности. Она становится частью новых образовательных подходов.

В 2023 году нижегородский иняз вошел в число ста пилотных российских вузов для апробации нового образовательного модуля — «Обучение служением». Программа позволяет студентам применять свои профессиональные и развивать надпрофессиональные навыки в работе с социальным заказом НКО, органов власти и локальных сообществ, получать практический опыт и приносить пользу обществу. 

Студенты успешно реализовали более 30 социально значимых проектов в 2023-2024 учебном году, и в текущем — готовы поделиться уникальным опытом с пилотными школами программы «Обучение служением. Первые» в Нижегородской области, опорной площадкой реализации которой на уровне региона стал иняз.

Нижегородский иняз всегда идет в ногу со временем и отвечает на те вызовы и стратегические задачи, которые ставят регион и страна. С 2024 года НГЛУ является активным участником пилотного федерального проекта по формированию системы образовательного маршрута детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) для получения высшего образования и дальнейшего трудоустройства. 

Открытый диалог участников программы «Обучение служением» с представителями НКО Нижегородской области. Фото: НГЛУ им. Н. А. Добролюбова

«В рамках федерального проекта нами инициировано создание инновационной модели Центра подготовки и сдачи вступительных испытаний для абитуриентов с ОВЗ, а также для другой особой категории граждан РФ, которой мы сегодня всецело помогаем — дети участников СВО. Убеждена, что центр станет ключевым звеном, которое поможет будущим студентам эффективно подготовиться к вступительным экзаменам, успешно их сдать и интегрироваться в образовательную среду. Это откроет им двери не только в наш университет, но и в другие ведущие вузы региона и станет прочным фундаментом для дальнейшего профессионального и личностного развития. Внедрение инновационной модели центра — это вклад университета Добролюбова в создание уникального инклюзивного сообщества, где каждый человек, независимо от его особенностей, сможет в полной мере реализовать свой потенциал», — рассказала ректор вуза Жанна Никонова.