Нужны ли современным школьникам уроки труда и домоводства? За и против

Госдума на прошлой неделе сразу в двух чтениях приняла закон о возвращении в школы уроков труда, на которых «мальчиков будут учить держать молото­к, а девочек — варить борщ». С 1 сентября 2024 года они появятся в школьном расписании. Но так ли необходимо тратить время подростков — при нынешних высоких учебных нагрузках — на выработку умений орудовать молотком или швейной иглой?

   
   

За

Татьяна Устинова, писатель, мать двоих сыновей:

Я глубоко убеждена, что уроки труда в школе не просто нужны — необходимы. Хотя бы просто с точки зрения здравого смысла! Рада, что наконец-то властям предержащим это тоже стало очевидно!..

Видите ли, несмотря на все причитания об «изменившемся мире», о «новых реалиях», о «цифровом поколении» и неких «особых задачах» этого самого поколения, люди — вот чудеса! — продолжают оставаться людьми. Им нужно есть, спать… эээ… принимать душ и греться у батареи.

Да, мы, взрослые, отдаем дань «миру альфа» и признаем, что разводить огонь в очаге, чтоб поесть, и дубить шкуру шерстистого носорога, чтоб одеться, современному жителю мегаполиса не нужно. Доставка привезёт ему холодную вялую пиццу, а на сайте «Барахольщица» можно заказать сколько угодно синтетической дряни, которую в принципе, с некоторым допущением, с небольшим содроганием всё же можно надеть, чтоб не замерзнуть насмерть на остановке в ожидании троллейбуса. 

И тем не менее — люди продолжают оставаться людьми!.. Представляете, какая неожиданность?! Батарея может потечь. Синтетическая дрянь, выдаваемая за одежду, может порваться в самом неподходящем месте в самый неподходящий момент. Младенец может захворать, и ему понадобится куриный бульон и паровая котлета с картофельным пюре. А пицца как раз не понадобится! У папаши на участке может прорвать колодец, а мамаша может надорвать спину, пропалывая огурцы. И что тогда делать бедному несчастному, лишенному уроков труда в школе «поколению альфа»? Кричать караул?..

   
   

Выдумки времён «агрессивного капитализма 90-х» о том, что «господа» должны сидеть, сложа руки, а за них всё сделают «специально обученные люди», с моей точки зрения, давно утратили всякий смысл и актуальность.  Не прошли проверки временем, логикой и здравым смыслом.

Покуда вы будете ждать «специально обученного» сантехника, а ваш ничего не умеющий  муж в истерике заламывать руки и хвататься за голову, ваша треснувшая труба зальёт три-пять нижних квартир, и вам придется уплатить за ремонт — согласно решению суда. Покуда вы, утирая горючие слёзы и дуя на исколотые пальцы, будете искать в гардеробе запасные брюки, ибо на ваших оторвалась пуговица, а вы не в силах её пришить, ваша потенциальная роскошная должность уплывет к другой претендентке — которая ловко присобачила пуговицу и успела на собеседование раньше вас!..

Покуда вы будете в панике лазать по Интернету, чтоб найти некий совет от невесть кого, как починить насос в канализации, вашего папашу хватит инфаркт, избави Бог от такого горя, ибо фекалии хлынут во все стороны и погубят урожай помидоров и кабачков. И ваш малыш будет надрываться от кашля, ибо вы не умеете согреть молока со сливочным маслом и Боржоми — лучше средство! Куда лучше таблеток, которые часа через полтора привезёт доставка.

Детей нужно учить. Русскому языку, истории, алгебре, геометрии. И труду!.. «Человек умелый» — это не только научный термин, это определение!

Человек или может, или не может, или способен или не способен. Или выживет, или погибнет. Я очень сердилась, маленькая, когда бабушка учила меня шить. У меня ничего не получалось, — а бабушка повторяла, что «настоящая женщина должна всё уметь: и глину месить, и шелка носить».

Бабушка давно умерла, а я всё умею. Спасибо ей за это!

И глубоко убеждена, что умение, навыки, приспособленность — единственный способ выжить. Впрочем, на уроках труда это объяснят и без меня, я думаю.

Против

Роман Гуров, инженер, отец двоих детей, Ростов-на-Дону:

Любовь к труду — это замечательно. Но не в качест­ве школьного предмета, который так торопятся ввести уже с 1 сентября 2024 года. Есть сомнения, что успеют решить основные вопросы.

Где школы возьмут оборудование на кабинеты труда? Эти деньги уже заложены в их бюджеты? Я недавно встретил на улице своего бывшего трудовика. Так вот, он говорит, что в кабинетах стоят станки чуть ли не 1960-х годов. Дети на них почти не занимаются, в основном пишут конспекты и работают на компьютере.

Далее, где наше Министерст­во образования планирует взять квалифицированные кадры трудовиков, если профессия практически уничтожена? Молодые учителя технологии (этот предмет пришёл на смену урокам труда) сами инструменты в руках не держали и хорошо подкованы только в теории. Моему трудовику сейчас около 70 лет, он всё ещё работает. И только его ровесники сегодня в состоянии вести реальные уроки труда. Не собираются же чиновники от образования всерьёз опираться на оставшихся в школах пожилых педагогов?

Следующий момент: раньше у школьников было 5-6 уроков в день, теперь — 7-8. В расписании появились разговор о важном, финансовая грамотность, семьеведение. Эти дисциплины важны, не спорю. Но и детские организмы не железные!

Раз уж вы взялись реформировать образовательную программу, то вводите больше математики, русского языка, информатики, физики. Давайте вернём стране славу кузницы научных кадров. Нам сейчас необходимы специалисты, которые будут поднимать производство, — инженеры, учёные. А табуретки и котлетки ребят и дома научат делать. Или в училищах, которые сегодня тоже забыли о том, что нужно растить рабочие кадры, а не только мастеров маникюра. Вот где нужно больший упор на труд делать!