Нужно ли платить ребенку за пятерки?

Категория:  Образование
Ответ редакции

Нередко в стремлении замотивировать школьников на учебу родители начинают платить ему за хорошие оценки. И вот ребенок всеми силами старается заработать заветный балл, чтобы потом также усердно требовать за него компенсацию. Насколько правильно устанавливать школьно-денежные отношения со своим сыном или дочерью? Разбирался aif.ru

   
   

Это краткосрочный стимул

«Денежное вознаграждение за оценки может сработать, но в краткосрочной перспективе. Суммы, которые вы платите ребенку, постепенно перестанут его мотивировать, и вам придется либо повышать ставки, либо снова и снова искать внешние мотиваторы», — поясняет психолог Ксения Исакова.

По словам эксперта, основная проблема заключается в том, что внешнее вознаграждение никак не влияет на внутреннюю мотивацию. «Только имея внутренний стимул, желание учиться, изучать новое, ребенок будет прикладывать усилия и стремиться к хорошему результату в долгосрочной перспективе», — говорит психолог.

Хитрость вместо учебы

А вот, оплачивая оценки, родители лишают ребенка возможности понять ценность обучения, считает эксперт. Более того, «бизнес-отношения» способствуют формированию не самых лучших качеств: ребенок будет хитрить, обманывать, списывать, чтобы получить нужный балл, поясняет психолог. Таким образом смещается фокус — с процесса обучения на оценки.

«Оценки — не равно знания. Платить нашим детям за то, что является необходимой частью жизни, включая учебу, — это не лучшее решение. Это все равно что обещать ребенку десерт взамен на то, что он съест обед. Есть необходимые ежедневные задачи, которые нужно выполнять, это реальность нашей жизни. Поэтому стоит подумать о поддержании внутренней мотивации ребенка», — говорит Исакова.

В ущерб знаниям

В том, что оплата за оценки — не самый лучший способ мотивации, уверена и психолог Людмила Коренкова. По ее словам, когда смешиваются разные зоны ответственности — личные деньги и учеба, в голове у ребенка возникает путаница. Кроме того, он может устраивать истерики из-за «несправедливого» начисления «зарплаты», а еще таким образом у него формируется полное отсутствие желания самостоятельно развиваться.    
   

«Купленные оценки не позволят ребенку развить внимательность. В итоге человек, например, читает на скорость, а не ради понимания текста. Более того, в стремлении заработать денег за оценку ребенку будет труднее узнать, что у него действительно получается, а что нет», — говорит эксперт.

А вот чтобы воспитать ответственную личность, которой будет интересно учиться, нужно родительское внимание, уверена психолог. «Сложно по-настоящему знакомиться со своим ребенком, но именно это и есть залог того, что вы сможете построить с ним доверительные отношения», — объясняет психолог.

Отличникам всегда платят больше

«Если разобраться, даже на государственном уровне отличников пытаются стимулировать различными способами. Студенты-отличники получают повышенную стипендию, за победу на школьных олимпиадах выплачивают премии, а недавно Госдума предложила за хорошие оценки перечислять выплаты на «Пушкинскую карту», — говорит Инна Филатова, автор книги «Семейные финансы — это просто».

Однако, уверена финансист, вознаграждение должно быть адекватно и эквивалентно потраченным усилиям: если это «легкая пятерка» — по физкультуре у всего класса, то платить за нее нерационально. «Главное, сила договоренности. Если вдруг ребенок начнет получать множество пятерок, а вы решите, что это слишком ударяет по семейному бюджету — договор нарушен. Ребенок в итоге в такой системе оплаты вообще ничего не поймет, только разочаруется», — поясняет эксперт.

Поэтому, если родители решили установить подобные отношения, необходимо продумать все сценарии. «Эта система точно не на всю жизнь, в определенном возрасте все это стимулирование благополучно заканчивается», — заключает Филатова.