Высокая социальная значимость вопроса стала причиной создания всероссийской программы «Содействие созданию в субъектах РФ новых мест в общеобразовательных организациях». Сроки ее реализации 2016-2025 гг. В России во многих школах дети до сих пор учатся в 2-3 смены, да еще и 6 дней в неделю. Причиной этого зачастую является нехватка мест для учащихся, отсутствие необходимых условий обучения, за счет чего школьная программа начинает удлиняться. Количество же детей в стране растет: как говорит официальная статистика, к 2025 году в стране численность учеников школ станет больше на 3,5 млн человек. И, если не взяться за решение проблемы с модернизацией учебных заведений, могут возникнуть серьезные проблемы.
Суть программы
Программа, утвержденная на высшем уровне, предполагает поэтапное решение проблем, с которыми сталкиваются российские школы. Так, планируется в первый период — до 2020 года — ликвидировать третью смену, к 2021 году — перевести начальные школы и выпускные классы на обучение в одну смену и сохранять эту модель дальше.
Кроме того, в рамках программы должен решаться вопрос о переводе учащихся из аварийных учебных заведений: к 2025 году, согласно положениям программы, 100% детей должны быть выведены из школ с процентом износа 50% в новые учебные заведения. Также к этому времени на график обучения в одну смену должны быть переведены все ученики. «Строительство новых школ планируется с использованием типовых проектов, соответствующих современным требованиям к организации образовательного процесса, с возможностью трансформации помещений под разные виды обучения», — говорится в программе. И сегодня уже есть первые итоги.
Успешные пилоты
В школах в рамках федеральной программы стали создаваться более комфортные условия для детей. Сами же школы-новостройки по максимуму отвечают современным требованиям и инновационному подходу к обучению детей. В таких учебных заведениях созданы все условия для получения учениками крепких знаний. Школы комплектуются инновационными робототехническими комплексами, естественно-научными лабораториями, 3D-студиями, мастерскими по производству фото и видео, медиацентрами и современными спортзалами.
«Нам поставлено очень высокотехнологичное оборудование и большой набор различных развивающих и предметных пособий. Есть абсолютно все: от интерактивного оборудования до различных иллюстрированных дидактических материалов. При этом уникальным является то, что все это носит практическую направленность: у детей не будет недостатка возможностей, чтобы провести какой-то опыт или эксперимент. Есть и колбочки, и палочки, и целые лаборатории. А еще очень много объемных моделей: это и цветок, и зерно, и ухо. Причем они настолько реалистичны, что отличить их от настоящих цветов, зерен и т. д. невозможно» — говорит директор школы в Пермском крае Елена Чернякевич.
Сегодня, когда программа действует уже второй год, появились школы-новостройки в разных регионах страны. Причем далеко не все они городские. Так, например, большую школу открывают в селе Фролы в Пермском крае, достраивают малокомплектную школу в селе Верхний Ломов Пензенской области. Все они будут работать по новым направлениям обучения, которые больше подразумевают практику, чем теорию. «Говорят, мало увидеть и услышать, нужно сделать самому. Когда ты что-то один раз проделаешь своими руками, ощутишь вкус прикладной деятельности, которую ты выполнил сам. И ценность этой практической деятельности в том, что хочешь не хочешь, но у ребенка останется этот отпечаток и след в памяти: он делал сам. И он всплывет в памяти в нужный момент его жизни», — говорит Елена Чернякевич.
Сами новые школы вызывают у детей только положительные эмоции: им нравятся широкие и светлые коридоры, наличие дополнительных кабинетов, где можно проводить нестандартные занятия. Сегодня в новых школах полностью учтены интересы всех групп детей: входные комплексы оснащены пандусами, лестницы адаптированы под потребности детей с ограниченными возможностями, есть кабинеты ЛФК и дефектолога. «Школа оформлена по современным стандартам. На первом этаже доступная среда, у нас нет лифта, к сожалению, но первый этаж полностью оборудован с максимальным комфортом. Есть все необходимые врачи, даже стоматолог» — рассказывает о своей новой школе директор учебного заведения в Пензенской области Лариса Тетюшева. Школа только готовится открыть свои двери для учеников, но уже укомплектована по полной. «Современное высокотехнологичное оборудование, поставляемое в новые школы, требует заинтересованного в собственном развитии и в новых подходах к обучению учителя. Отрадно отметить, что многие школы-новостройки могут похвастаться коллективом таких педагогов», — сказал президент компании «Дрофа — новая школа» Юрий Дейкало.
Теперь школы, даже расположенные на заметном удалении от столицы, могут реализовывать смелые модели обучения: «перевернутый класс», «1-1 learning», проектные работы. И, естественно, их возможности заметно расширяются. «У нас появилось много цифрового оснащения, что даст детям больше практики и более наглядный процесс восприятия учебного процесса. Так, станут продуктивнее уроки информатики, лаборатории по физике и химии получили более качественное оборудование, стали цифровыми. Обновились и начальные классы. Широкополосный интернет, интерактивные материалы — все современные требования полностью соблюдены», — отметила Лариса Тетюшева.
Учиться будет интересно
Все — и педагоги, и организаторы акций по развитию современной школы — уверены, что такие нововведения и удобства пойдут только на пользу. «Учиться в такой школе детям вовсе не скучно. Интерактивное оборудование помогает учителям сделать подачу материала нагляднее и доступнее. В мастерских дети осваивают современные станки, с помощью цифровых лабораторий по естественным наукам школьники учатся разбираться в том, как устроен окружающий мир. Современные робототехнические комплексы и оборудование для прототипирования и моделирования развивают у детей пространственное мышление, навыки конструирования и программирования, умение работать в команде. Радует также приспособленность новых школ к приему детей с ограниченными возможностями: здесь и специальные лифты, пандусы, коррекционное оборудование для образовательного процесса», — отметил эксперт в области информационных технологий в образовании Михаил Зайдфодим.
Современные школы уже распахивают свои двери в разных уголках страны. Здесь детей ждет большой, новый и интересный мир знаний, подкрепленных новейшими цифровыми технологиями.
Смотрите также:
- В России хотят создать сеть президентских лицеев для изучения точных наук →
- Игры для старшеклассников. Какие проекты реализуются в школах Москвы? →
- Когда «оживут» доски? Новые технологии меняют столичные школы →