Новые компетенции. В России осваивают «цифровые» профессии

В рамках национального проекта «Цифровая экономика» проводят массовое обучение навыкам цифровой экономики. Желающие могут пройти открытый курс «Цифровая трансформаиця. Быстрый старт». Школьники с 1 по 11 класс участвуют в «Уроке цифры», а ученики 8-10 классов изучают основы программирования в «Яндекс. Лицее». В вузах курировать вопросы информационных технологий станут проректоры по «цифре». 

   
   

Курсы по технологиям, управлению и данным 

На платформе Stepik появился новый бесплатный онлайн-курс «Цифровая трансформация. Быстрый старт». Он рассчитан на широкую аудиторию и дает представление об основах цифровизации. Он включает 7 блоков: контекст, технологии, данные, управление, культура, команда, риски. Каждый модуль содержит текстовые материалы, видеолекции, тесты и памятки для скачивания. Образовательную программу подготовили специалисты Центра подготовки руководителей цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС и российские IT-компании. 

«Мы уделили внимание российским и зарубежным кейсам цифровой трансформации. Так как центр обучает госслужащих, ожидаемо, что большинство примеров цифровизации будет из госсектора. Однако мы старались сделать этот курс универсальным, чтобы он был полезен не только госслужащим, но и специалистам в образовании, бизнесе и других сферах», — рассказал заместитель директора Центра подготовки руководителей цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС Валерий Згонников

На курсе слушатели познакомятся с концепцией «Государство как платформа», обзорами и практиками применения технологий 5G, искусственного интеллекта, AV/VR, квантовых технологий, робототехники и интернета вещей. Также там можно узнать о дата-аналитике, формировании и управлении командами цифровой трансформации, кибербезопасности и нормативном регулировании оборота больших данных в России. 

«Мы говорим о подходах к управлению, без которых цифровая трансформация организации невозможна, о практиках регулярного менеджмента, необходимых для внедрения IT-систем. Если по окончании курса слушатели начнут применять навыки планирования, сбора и анализа данных, вести бухгалтерские записи в Excel вместо блокнота, это успех. То есть минимальное изменение поведения — это одна из целей онлайн-программы. А программа-максимум — это когда человек пройдет курс и запустит проект цифровой трансформации организации», — пояснил Валерий Згонников. 

Поступить на курс можно в любое время. На его неспешное изучение понадобится в среднем 20 часов, или 2-3 недели. Ограничений по количеству учащихся нет.

В Югре выпустятся первые ученики «Яндекс. Лицея»

В мае 2021 года состоится первый выпуск учащихся бесплатного образовательного IT-проекта «Яндекс. Лицей» в Югре. Ханты-Мансийский автономный округ присоединился к программе в 2019 году. Обучение проходит на аккредитованных площадках в Ханты-Мансийске, Сургуте, Нижневартовске, Лангепасе, Урае и Белоярском. 

   
   

«Первый год обучения успешно закончили 112 учеников, они перешли на второй — последний — курс. В 2020 году вступительное испытание прошли еще 88 школьников, и сейчас они готовятся к завершению первого года обучения. Мы убеждены, что всех наших выпускников ждет большое будущее в IT», — говорит директор Департамента информационных технологий и цифрового развития Ханты-Мансийского автономного округа — Югры Павел Ципорин.

Программа лицея рассчитана на два года. Она разработана в образовательной организации Яндекса «Школа анализа данных». Занятия проходят по два часа дважды в неделю. На первом курсе «Яндекс. Лицея» школьники изучают основные понятия, словари и объектно-ориентированное программирование в Python. На второй год обучения девятиклассники и десятиклассники погружаются в промышленное программирование и приступают к практической части: разработке программ, решению прикладных задач, созданию приложений с графическим интерфейсом и разными библиотеками (чат-ботов, мобильных квестов и игр). Проекты учеников разнообразны: это приложения для чтения pdf-файлов и перевода, для планирования и просмотра погоды и многие другие. Так, например, Евгений Владзиевский работает над проектом нового мессенджера для общения, а Дарья Мартюшова разрабатывает редактор фотографий. 

«„Яндекс. Лицей“ — это не кружок. Это серьезный профессиональный образовательный процесс, который может конкурировать с базовым образованием, в том числе школьным. В дополнительное время дети получают востребованную профессию программиста», — считает Павел Ципорин.

Всероссийские уроки для школьников

В поддержку федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» уже 2,5 года реализуется «Урок цифры». Он завоевал любовь миллионов школьников и десятков тысяч учителей. 

«„Урок цифры“ — это всероссийский образовательный проект, позволяющий учащимся получить знания от ведущих технологических компаний и развить навыки и компетенции цифровой экономики. Это буквально наш ответ актуальным вызовам и тенденциям, так как задача школ — не только обучить основам цифровой грамотности, но и сформировать у школьников мышление, подходящее под требования современного информационного общества«, — считает заместитель директора по направлению «Кадры для цифровой экономики» организации «Цифровая экономика» Юлия Горячкина.

О разработках российского высокотехнологичного бизнеса смогли узнать учащиеся уже более 20 тысяч школ в 85 регионах России и русскоязычных школ из 100 стран мира. «Урок цифры» проводится ежемесячно в течение учебного года. Каждый из уроков посвящен определенной теме. Так, 20 марта прошел открытый урок по беспилотному транспорту для школьников 8-11 классов в инженерном центре беспилотных автомобилей «Яндекса». Специалисты этой компании рассказали ребятам об основных этапах работы беспилотной машины, о том, как она определяет свое местоположение, предсказывает поведение других участников движения и строит оптимальный маршрут. В апреле пройдет новый урок от фирмы «1С» на тему «Цифровое производство». Ученики 1-11 классов узнают, как устроено современное производство, какую роль в нем играют информационные технологии и что такое цифровая трансформация предприятий.

«Проект „Урок цифры“ реализован в продвинутом мультимедийном формате. Занятия на тематических тренажерах сделаны в виде увлекательных онлайн-игр для трех возрастных групп: учащихся младшей, средней и старшей школы. В любое время на сайте доступны для прохождения уроки по большим данным, сетям и облачным технологиям, персональным помощникам и безопасному поведению в интернете», — сказала Юлия Горячкина.

В Приморском крае появился проректор по «цифре»

В ближайшем будущем во всех вузах появится новая должность проректора по цифровой трансформации. Такое поручение главе Министерства образования дал недавно вице-премьер РФ Дмитрий Чернышенко. Владивостокский государственный университет экономики и сервиса одним из первых ввел такое служебное место. В начале этого года проректором по цифровому развитию стал доктор экономических наук, профессор Владимир Крюков. Он будет отвечать за применение информационных технологий, разработку и реализацию инновационной деятельности в вузе.

Кроме того, в начале 2021 года во ВГУЭС создали Лабораторию цифровых решений. Она станет внедрять в учебный процесс цифровые решения на основе технологий виртуальной и дополненной реальности, симуляторов, тренажеров и игровых образовательных методик. 

«Под руководством доктора педагогических наук, профессора кафедры философии и юридической психологии Валентины Чернявской реализуются два проекта по исследованию фобий человека через виртуальную реальность. Также лаборатория занимается проектом применения дополненной реальности для выставочного макета территории ВГУЭС, то есть разработкой 3D-модели, фрезеровкой рельефа кампуса на ЧПУ-станке и управляемой подсветкой», — сообщила руководитель пресс-службы ВГУЭС Лариса Прохорова.

На базе новой лаборатории проводятся учебные занятия и научно-исследовательская работа. Так, в рамках дисциплины «Инженерная 3D-графика и цифровое производство» студенты ВГУЭС выполняют прикладные проекты в области 3D-печати, реверсного инжиниринга и 3D-сканирования.