Нет причин списывать. Как школьников мотивирует сервис самопроверки?

В онлайн-сервисе «Мои достижения» можно не только контрольные писать, но и в шахматы играть. © / Официальный сайт Мэра Москвы

В «Моих достижениях» (myskills.ru) они по собственной воле заняты учёбой. О том, что мотивирует учеников, «АиФ» рассказал директор Московского центра качества образования Павел Кузьмин.    
   

По всем предметам

Инна Алейникова, «АиФ»: Павел Владимирович, у современных школьников так много контрольных и самостоятельных, зачем как-то ещё проверять знания?

Павел Кузьмин: Москва на протяжении восьми лет развивает систему независимой диагностики. Дети, учителя и родители привыкли, что в школах проводят диагностические работы. Кроме того, в городе есть сеть центров независимой диагностики, куда можно прийти 365 дней в году и проверить свои знания по любому предмету. Но нам важно было создать сервис, который позволял бы человеку сделать это, не выходя из дома, с любого электронного устройства и в удобное время. Так родилась идея «Моих достижений». Ученик регистрируется, выбирает необходимую ему контрольную работу и после выполнения получает детальную картину своих результатов. И ребёнок видит, какие темы вызвали у него затруднения, над чем нужно поработать и, наоборот, в каких областях он молодец. Дефициты и успехи наглядно представлены на диаграммах.

– Диагностическими материалами охвачены все школьные предметы?

– Да, все, и у нас тысячи вариантов заданий – такого нет ни в одном другом сервисе в России.

– Детям какого возраста вы предлагаете пользоваться «Моими достижениями»?

– Диагностики готовы для всех – от начальной школы до 11-го класса. Есть интереснейшие задания для младших школьников: на работу с простейшими объектами, географической картой, на проверку навыков грамотной работы с текстом и др.

   
   

Недавно мы внедрили новый тип непростых заданий, когда к готовому ответу нужно подобрать правильный вопрос.

С помощью сервиса дети проводят лабораторные и исследовательские работы. Мы будем расширять блоки физики, химии, географии, где нужно высказать гипотезу и проверить её, проведя эксперимент.

Также мы публикуем варианты ОГЭ и ЕГЭ, сотрудничая с Федеральным центром тестирования и Федеральным институтом педагогических измерений, который разрабатывает варианты государственной итоговой аттестации. Задания для вариантов таких диагностик нам предоставляют из общего банка, поэтому что-то аналогичное непременно попадётся в июне на настоящем экзамене. Пользоваться сервисом могут все российские школьники, но у москвичей есть некоторые привилегии – у них проверяют задания с развёрнутым ответом.

Очень интересный диагностический блок появился благодаря согласию наших коллег, проводящих известные международные исследования качества образования. Они предоставляют нашему сервису варианты из мирового банка заданий.

И в «Моих достижениях» можно потренироваться за несколько дней до проведения крупных московских диаг­ностик, проходящих в школах. Наши версии похожи на те работы, которые потом получают дети. Заранее оценив уровень своей подготовки и поработав с пробелами, ребёнок будет избавлен от волнения, ведь хорошая подготовка – залог уверенности на любой проверочной работе.

В сервисе есть адаптивный тренажёр, система сама выбирает задания сложнее либо легче, чтобы школьник отработал затруднения и мог идти дальше. Пока тренажёр наиболее глубоко проработан по математике.

В перспективе появится серия работ для дошкольников. Малышам наверняка будут интересны задания, связанные с окружающим миром, физическими понятиями, которые начинают осознавать в дошкольном детстве.

– В случае ошибки компьютерная программа подсказывает школьнику, как нужно было решать задачу?

– В целом «Мои достижения» – это не сервис обучения, подобных и так много. К примеру, «Московская электронная школа» с огромными объёмами отлично изложенного обучающего материала. Мы, являясь элементом МЭШ, нацелены на объективную самопроверку. Ты получаешь знания удобным для тебя способом и периодически узнаёшь, на каком уровне находишься сейчас.

Нет причин списывать

– У московских школ разные образовательные программы. Как это учитывают диагностики?

– Программы могут быть разными, но у них общие темы. Когда ребёнок находит в сервисе тему «Квадратные уравнения», он может быть уверен, что эта диагностика проверяет весь блок, посвящённый квадратным уравнениям.

– Кто видит результаты проведённой диагностики? Эти данные публичные?

– При регистрации ребёнок вправе не указывать, из какой он школы. Мы не хотим, чтобы в сервис приходили потому, что кем-то велено. Школу указывают только дети, которые участвуют в конкурсах, организуемых в «Моих достижениях». Увидит ли итоги учитель или родитель, решает школьник. Сами мы не передаём данные в школы. И это очень важно: ребёнок проверяет себя для себя самого, а не для кого-то другого, он получает реальную оценку собственных знаний, тем самым теряется необходимость списывать или ждать подсказки.

– Диагностики рассчитаны на индивидуальное выполнение или могут выполняться коллективно?

– У нас проходят конкурсные диагностики, где участвуют школьные команды. Но большинство диагностик индивидуально.

– Как часто пополняется банк заданий?

– Он пополняется ежедневно силами методистов, тестологов, ведущих московских учителей, представителей вузов – тех, кто знает, как должна правильно выглядеть независимая работа для самопроверки. В диаг­ностической работе в отличие от сборника задач обязательно учитываются сложность каждого задания и время выполнения, а элементы содержания не дублируются. Задания проходят жёсткий контроль.

– Кто проверяет работы ребят – компьютер или человек?

– Задания с кратким ответом или с выбором ответа проверяет автоматизированная система. Задания с развёрнутыми ответами, где требуется вдумчивая проверка трактовки событий и фактов, смыслов и основных идей, которые пытался изложить ребёнок, проверяют люди. Сейчас мы развиваем искусственный интеллект и «обучаем» нейросеть проверять диагностические работы, но в данное время эксперты работают гораздо качественнее электронного разума.

У нас есть эталон проверки. Прежде чем взяться за детские работы, эксперт должен сам сдать экзамен и допустить расхождение с эталоном оценивания не более чем на 1,5%. Это очень высокий московский уровень требований. Мы отбираем лучших специалистов. Поэтому школьники, чьи работы изучают эксперты, могут не сомневаться, что получили проверку высочайшего уровня.

Телефон, планшет  или компьютер

– Какие технические средства нужны школьнику для прохождения диагностики?

– Это телефон, планшет или компьютер, всё происходит на экране. Для заданий с говорением нужны микрофон и наушники. Есть задания, где текст набирается на клавиатуре. Предусмотрены и ответы, написанные на бумаге, сфото­графированные и загруженные в Сеть, эксперты будут работать со снимком. Сервис построен на самой современной платформе. Мы работали с партнёрами, которые занимаются разработками в области компьютерной графики и созданием удобной среды для пользователя.

– С какой периодичностью вы советуете детям проверять себя?

– По крайней мере 2–3 раза в год по каждому предмету – в начале, середине и конце учебного года.

– Вы наверняка ведёте статистику достижений ребят...

– Мы действительно отслеживаем результаты. И я могу сказать, что у тех, кто постоянно пользуется сервисом «Мои достижения», положительная динамика стопроцентно есть. У детей хорошая мотивация: они помнят свой старт, увидели свой прогресс, понимают, к чему стремятся. А это важно и для учебной, и для реальной жизни.