Благодаря увеличению финансирования, изменению механизмов финансирования и повышению качества работы педагогических коллективов удалось преодолеть проблемы, которые пока, к сожалению, остаются реальностью для некоторых других российских регионов. Редакция выявила несколько из них.
Проблема № 1: поборы
«Помощь» школе со стороны родителей кое-где до сих пор считается нормой, хотя законодательством она запрещена.
Так, в одном челябинском лицее почти все родители ежемесячно сдают на нужды лицея по 2 тыс. рублей. Директор лицея жалуется в СМИ, что «родителей грызет жлобство», поэтому они жалуются на него в прокуратуру. По его словам, он оплачивает некоторые школьные расходы из собственного кармана.
В Москве при выявлении любого случая обращений за родительскими деньгами, согласованных учителем или директором, следует немедленное увольнение последних.
Проблема № 2: очереди в школы
Во многих регионах до сих пор существует разделение школ на те, которые не пользуются спросом, и те, в которых мест на всех желающих не хватает.
Чтобы записать ребенка в первый класс, в одном из районов Владивостока в этом году родителям пришлось составлять списки, отмечаться в них каждые два часа и ночевать у школ. В одном из районов Курска, где построили современную школу с бассейном, «ожил» рынок временной регистрации: за плату жители окрестных домов регистрировали у себя детей, чтобы те получили право в эту школу записаться.
Опросы московских родителей показывают, что почти 100% из них записывают детей в те школы, в которые хотят записать, в электронном виде через портал mos.ru.
Проблема № 3: учительские отчеты
В масштабах страны от излишней учительской отчетности до сих пор не удается избавиться: кому-то из учителей для решения этой проблемы даже требуется помощь юристов.
В феврале в Дзержинске Нижегородской области прошел семинар на тему «Механизмы коллективной защиты трудовых прав педагогов в сфере регулирования отчётности». На нем юристы объясняли учителям, какие отчеты начальство может от них требовать и как от начальства отбиться, если требования избыточны.
«Подошел к концу мой первый год в школе. Набралась смелости, спросила завуча, куда, когда и как сдавать отчет, — пишет в своем фейсбуке учитель информатики школы № 1560 «Лидер» Полина Мельникова. — Стояли бы рядом коллеги — подняли бы на смех. Оказывается, в Москве уже давно никто никаких отчетов не спрашивает, все данные про нашу работу есть в системе».
Проблема № 4: бесплатная работа на ОГЭ и ЕГЭ
Учителя не только учат детей в своих школах, но и участвуют в организации ОГЭ и ЕГЭ. Это дополнительная работа, за которую в большинстве регионов или платят символические суммы (30-40 руб. в час), или не платят вообще.
В Москве ситуация иная. Педагогам платят за это от 300 до 600 рублей в час в зависимости от специфики работы, техническим специалистам — 200 рублей в час. Подробно условия оплаты изложены в постановлении мэра Москвы от 20 февраля 2018 года № 96-ПП.
Чтобы избежать конфликтов в регионах, Госдума на днях приняла поправку в закон «Об образовании в Российской Федерации», которая гарантирует оплату труда тех, кто организует стандартизированные экзамены. Правда, размер оплаты местные власти все равно будут определять самостоятельно.
Смотрите также:
- «Принуждение к благотворительности». За что платим школе? →
- Денег нет? На зарплатах учителей опять сэкономили →
- Школьные поборы дозволяются государством? →