Наука – это красиво. Школьники представили инженерные проекты

Ученик 10 "А" класса школы № 1601 Глеб Соколов, преподаватель математики Татьяна Глазунова. © / Андрей Петров / Из личного архива

Конференция в Национальном исследовательском технологическом университете «МИСиС» проходит в рамках проекта Департамента образования Москвы «Инженерный класс в московской школе». Участники представляют работы по прикладной математике, робототехнике, строительству, машиностроению, биомедицинским технологиям и многим другим.

   
   

«Совместный проект Департамента образования Москвы и уже 20 инженерных вузов «Инженерный класс в московской школе» был запущен с 2015 года. В инженерных классах полностью изменилось содержание образования. Ребята не только углубленно изучают физику, химию, информатику, но и делают первые шаги в профессии — получают знания в области материаловедения, программирования и других необходимых им направлений. А также занимаются проектной деятельностью. Для того, чтобы школьники могли обменяться мнениями, увидеть лучшие проекты, каждый год проводится предпрофессиональная конференция «Инженеры будущего», — рассказал начальник Управления реализации государственной политики в сфере образования Департамента образования Москвы Виктор Неумывакин.

Начальник Управления реализации государственной политики в сфере образования Департамента образования Москвы Виктор Неумывакиню Фото: Из личного архива/ Андрей Петров

Разработки будущего 

По словам специалистов, еще недавно каждый университет реализовывал собственные программы по профессиональной ориентации, использовал собственные модели привлечения талантливых студентов. Но затем по инициативе Департамента образования ведущие университеты подключились к проекту «Инженерные классы», открыли свои лаборатории для его реализации, пригласили педагогов и стали издавать специализированное учебное обеспечение. Так молодые люди могут еще в школе попробовать себя в профессии и реализовать свои проекты.

Как рассказал Виктор Неумывакин, в этом году представлено уже 600 проектных и исследовательских работ школьников. Например, ученик 10 «А» класса школы № 1601 Глеб Соколов представил концептуальную высокоскоростную транспортную систему. Она нужна для того, чтобы улучшить экономические связи между регионами страны. С помощью левитирующего в магнитном потоке поезда, который разработал школьник, можно увеличить скорость доставки грузов. «В отличие от аналогичного предложения изобретателя Илона Маска — сверхзвуковой капсулы, которая управляется оператором, мое транспортное средство — челнок, управляющийся извне», — рассказал юный инженер.

В работе над проектом десятикласснику помогала преподаватель математики Татьяна Глазунова. «Моя задача — найти таких увлеченных детей и помочь им продвинуться дальше. Ценно то, что идея о необходимости развития экономических связей была его. А моя задача состояла в том, чтобы расширить ее, найти консультантов как среди одноклассников, так и среди моих коллег, и довести все до логического завершения», — пояснила свое участие учитель.

Также на конференции есть такие проекты, как «умная» подсветка лестницы, которая включается по мере движения, автоматическая сортировка бытовых отходов или робот для патрулирования сейсмически опасных районов и аварийных зданий. Посетители могут увидеть и другие разработки школьников: парящие ветрогенераторы и космическую станцию по сбору орбитального мусора.

Будущее российской науки

Школьники, участвующие в конференции, планируют поступать в столичные инженерные вузы. Как считает научный сотрудник центра композиционных материалов МИСиС, кандидат физико-математических наук Федор Сенатов: «Можно не сомневаться, что с такой молодежью будущее российской науки будет блестящим».

   
   

«Наука — это красиво. Вы можете прикоснуться к эстетике мира, видеть красоту в бытовых вещах, которые на первый взгляд не интересны. Вы можете видеть, как светятся клетки под микроскопом, как щетинятся, будто морские ежи, частицы металла. Без научной фантазии никак. Вы можете заставить лягушек левитировать, вы можете манипулировать предметами, не прикасаясь к ним», — продолжает ученый. Также он отмечает, что современная наука тесно связана с бизнесом. В МИСиС проводились исследования свойств полиэтилена, а сейчас эти разработки используются для создания протезов суставов, костных конструкций и искусственных мышц из полиэтилена.

В рамках конференции также проводятся секции и мастер-классы. А столичные вузы дают победителям и призерам конференции дополнительные баллы к ЕГЭ.

Смотрите также: