Научить Родину любить. Как воспитать патриотами поколение ТикТока

Современная молодежь способна ради прикола пожарить сосиску на Вечном огне или сфотографироваться в наряде Бэтмена на фоне могилы неизвестного солдата. Действительно ли дети перестали испытывать патриотические чувства или это не более чем бравада? АиФ.ru спросил у экспертов.

   
   

Зачем высасывать из пальца

На патриотическое воспитание — проекты, программы, военно-патриотические центры, армейские структуры для подростков — сейчас тратятся миллиарды рублей. В школах даже ввели новую должность — советник директора по воспитанию.

Деятельность по воспитанию патриотизма возложили на учителей. Об этом им нужно отчитываться. В новом государственном образовательном стандарте (ФГОС) по литературе, который был утвержден прошлой весной, сказано, что он «обеспечивает формирование российской гражданской идентичности, осознание индивидом принадлежности к общности граждан РФ», «формирование у обучающихся системных знаний о месте РФ в мире, формирование представлений о современной России, устремлённой в будущее». Новый историко-культурный стандарт преподавания истории тоже нацелен на патриотизм. Уроки патриотизма обязаны проводить на классных часах. Само же патриотическое воспитание сводится к мероприятиям о подвигах в войне. Но разве только военными победами может гордиться страна?

«Конечно, история и традиции — это несомненная часть патриотического воспитания. Но не единственная, — считает председатель комиссии по образованию Мосгордумы, заслуженный учитель России Евгений Бунимович. — Хорошо бы понимать, что для ребят герои Второй мировой войны — это уже примерно как герои Первой мировой войны или войны 1812 года, Куликовской битвы. Это от них очень далеко. Дети готовы  уважать их заслуги, но трудно представить, как это относится к их жизни». Так что же делать? Забыть подвиги дедов? Ничуть не бывало! Важно в этом случае персонифицировать историю. И этому в немалой степени служат, например, патриотические олимпиады и конкурсы, которые проводятся для детей и юношества. Мне кажется, самый правильный и наиболее естественный путь — это изучение истории своей семьи через воспоминания родственников, письма, фотографии, — уверен Бунимович. — А еще другой важный путь — поиск примеров для подражания среди сверстников. Примеры мужества, героизма надо искать, прежде всего, сегодня и здесь. Ещё будучи детским омбудсменом по Москве, я не раз участвовал в церемонии награждения ребят, которые совершили подвиг, спасая людей на пожаре или на реке. К сожалению, их сверстники о таких случаях ничего не знают. Когда мы объясняем детям, что в пандемию нужно носить маски, соблюдать дистанцию, мыть чаще руки, чтобы не заразить своих близких, соседей, людей в транспорте, это тоже патриотическое воспитание. Ты помогаешь в трудной ситуации людям своей страны.

А вместо того, чтобы высасывать из пальца наши достижения там, где они сомнительны, давайте помнить то, что есть у нас. Во многих классах лежат учебники математики под редакцией Колмогорова. А между прочим, это один из самых великих математиков XX века, которого сегодня знает весь мир. Школьники об этом знают? Настоящие, подлинные достижения науки — вот, о чём можно с ними говорить, чем они могут гордиться. Но не замалчивать и трагические моменты истории».

Полюбить «больную мать»

В школьных стандартах предписывается, что нужно формировать у детей позитивный образ страны.

«Нам правда есть чем гордиться. И также есть, чего стыдиться. Это как бы два плеча коромысла. И то, и другое порождает патриотизм, — считает директор московской школы № 109 Евгений Ямбург. — Патриотизм — это разделение ответственности за то, что происходит в стране, не только за хорошее. Любить мать, здоровую и хорошую — чести мало. Надо любить больную мать. Надо разговаривать с ребятами, не обходя ни один острый вопрос. Это и есть патриотизм».    
   

Тем более что сегодня технологии позволяют это сделать так, чтобы подростки могли погрузиться в исторические события, прожить их вместе с теми, кто в них участвовал, почувствовать себя частью своей страны. «Современные дети лучше всего воспринимают информацию интерактивно, через действия, в визуальной форме, — убеждён Бунимович. — Интеллектуальные игры, квесты, создающие ситуации, в которых ты сам должен принять решение, будут иметь совсем другой эффект, чем просто разговоры на классных часах. Ведь, окунаясь в историю, ты лучше понимаешь поступки тех, кто их совершал. В Москве есть музей истории ГУЛАГа. Это и героические, и трагические страницы одновременно. Молодая команда ребят как раз использует современную подачу материала — реконструкции, дискуссии, театральные постановки и т.д. Это очень важно, когда тебя самого включают в события, о которых хотят рассказать.

А ещё нужно всегда помнить: патриотизм начинается с того, что тебя самого уважают. А когда тебя унижают с 1-го по 6-й урок, не обращают на тебя внимания, а потом на 7-м уроке на классном часу начинают рассказывать про духовно-нравственное и патриотическое воспитание, это вызывает только отторжение».