Депутаты предложили платить школьникам за отличные оценки. По итогам каждой четверти пятёрки, полученные по всем предметам, предлагается конвертировать из «Электронного журнала» в финансовые средства и зачислять их на Пушкинскую карту. Есть ли в этой идее здравое зерно?
За
Дополнительные баллы за пятёрки создадут атмосферу соревновательности, к тому же школьники будут охотнее ходить в кино, театры и музеи, потому что сами заработали на них.
Мы не говорим, что надо раздавать детям пятитысячные купюры, и предлагаем механизм распределения вознаграждений через Пушкинские карты: зачислять на них за пятёрки в четверти баллы, которые можно потратить только на поход в кино, музей или театр.
Для учителей это решит проблему с мотивацией учеников. Не будет вопросов: «Зачем мне это всё учить? Это вам за уроки платят, а мне — нет». Наивно полагать, что дети хотят в школу исключительно ради получения знаний. У старшеклассников уже давно главная мотивация не реально научиться чему-то, а набрать нужное количество баллов на ЕГЭ. Поэтому наша задача — заинтересовать ребят учёбой не через подзатыльники и угрозы. Родителям в этом случае не придётся объяснять, зачем надо хорошо учиться, и покупать подарки за отличные оценки из своего кармана.
Пушкинские карты получают все старшеклассники с 14 лет, но многие школьники и студенты их не используют: то, что бесплатно, не так интересно. Эту нереализованную часть бюджета Пушкинских карт можно пустить на премии, а в дальнейшем можно отдельно выделить в госбюджете «премиальную» часть для отличников.
Особый взгляд
Система платы за высокие оценки испортит школу. В школьных пятёрках мало труда. Хорошая отметка может быть стечением обстоятельств — тут ты списал у нейросети, а тут дети договорились. Нельзя награждать за мелкие победы. Нужно платить за большой труд! Когда беру к нам в лицей учителей арифметики, говорю им: «Математика — это неудобно». То, что удобно, — это бухгалтерия. Стыдно давать деньги за доказанную теорему Пифагора. А за пять разных способов решения одной теоремы — можно! Вот за это надо платить! За открытия! А не за банальные пятёрки.
Или другой ход. Как-
то 10 февраля филологи из Челябинского педагогического лицея были у нас на экскурсии. Спрашиваю: «Какой великий поэт сегодня родился?» Молчат. Рядом стоит наш дворник Владимир Александрович. Я ему так горько говорю: «Что делать?» А он: «Достать чернил и плакать!» Наши дети, математики, знают, что 10 февраля родился Пастернак. В дни рождения двух великих поэтов — Пушкина и Пастернака — в лицее работает «Открытый микрофон». Читаешь 5 минут без перерыва Пушкина наизусть — премия 5 тыс. руб. Следующий чтец не может повторить стихи первого выступавшего. Победили в итоге две девятиклассницы. Боялся, что Пастернак сложный, не смогут. Но и там нашлись победители. А 27 апреля будем читать Николая Рубцова. Выделил 15 тыс. на призы и пять сборников стихов поэта. Вот на это выделять средства мне не жалко!Против
В принципе плата за хорошую учёбу — распространённая практика. Ведь и студентам платят стипендии с учётом их успехов: когда я учился в институте, мне тоже полагалась повышенная стипендия. Как известно, некоторые родители дают своим детям деньги за пятёрки. Но, насколько я могу судить по мировому педагогическому опыту, это мало помогает в учёбе.
Мне не нравится идея платить ученикам. Дело тут не в том, что это противоречит нашему менталитету, — к заслуженным деньгам у нас отношение нормальное. Дело в другом. Стремление хорошо учиться не должно быть продиктовано финансовой заинтересованностью. Боюсь, что плата за пятёрки может создать у многих школьников ложное впечатление, что они учатся ради денег, а не ради собственного развития и перспектив. И это понимают во всём мире. Ошибочно думать, что где-то в Америке детей стимулируют исключительно деньгами. Там тоже учатся не ради сиюсекундных финансовых поощрений.
И потом, что касается идеи переводить деньги на Пушкинскую карту, тут надо понимать: эта карта нужна в первую очередь не отличникам. Они и так, как правило, более-менее вовлечены в культурное пространство. Карта нужна как раз тем, кто культурой не очень-то интересуется, — то есть отстающим ученикам. Поэтому мне кажется, это предложение вряд ли принесёт пользу.
Против
Монетизация знаний — это очередной формальный подход к качеству образования.
Позвольте вопрос: за чей счёт планируется банкет? Муниципального, регионального, федерального бюджета? Давайте посчитаем, сколько у нас школ, сколько учеников и какие денежные вливания потребуются даже при небольшой стоимости оценок. Есть лишние средства? Так лучше их направить на то, чтобы детей кормили обедами, обеспечили школы транспортом, повысили уровень безопасности в них. А главное — поднять зарплату учителям. Ведь действительно заинтересовать ребёнка учёбой может только педагог, а не денежные поощрения. Для этого нужно обеспечить преподавателям достойную жизнь, разгрузить от массы отчётов. Иначе у них не остаётся ни времени, ни сил на ребят. К тому же при большом количестве учеников и высокой загруженности педагог обычно работает с самыми активными, «удобными». Остальные же ходят на занятия для галочки.
Ни для кого не секрет, что в школах и так бывают поборы, то и дело вскрывают факты взяточничества. Где гарантия, что монетизация знаний не приведёт к новому витку коррупции? И денежкой, полученной за хорошую оценку, придётся делиться «с кем надо»? Или руку нужному человеку подмазать, чтобы больше пятёрок получить? Тогда в многодетных семьях вообще не останется отличников, потому что доплачивать за красивые оценки всех чад накладно.
А какое мнение поддерживаете вы?