Можно ли вернуть советское образование?

Студенты МГУ. © / АГН Москва

Идея Секретаря Совбеза РФ Николая Патрушева, который призвал вернуть в школу советский опыт образования, продолжает обсуждаться в обществе.

   
   

Но поможет ли тот опыт нашей нынешней школе?

Михаил Делягин, экономист, депутат ГД РФ:

- Для начала надо понять одну простую вещь: СССР своей задачей считал развитие страны, для этого ему нужны были умные, работо­способные, дисциплинированные и толковые люди. Советское образование при лютой ненависти к царизму взяло из царского образования всё, что можно. Даже уроки Закона Божия, переименовав их в уроки коммунизма. Правда, это не пошло, и от них отказались. Тогда, если не пошло, от этого отказывались. А не как сейчас – долбятся лбом в стену до последнего ЕГЭ.

Сейчас же, на мой взгляд, задача образования другая. Так как отдельные персоны продолжают заниматься не созиданием, а разграблением, им для этого нужны дебилы. Потому что только дебил не сопротивляется, когда его грабят. Мы это на Украине видим: там народ грабят, а он скачет и кричит: «Долой русню!»

Под это одебиливание и была заточена система образования, которая, как справедливо заметил министр просвещения Сергей Кравцов, внедрялась в стране все эти 35 лет. Сейчас, при Кравцове, она уже, к счастью, не внедряется. Но и прин­ципиальных изменений пока не происходит.

Замечу: ликвидация образования у нас осуществляется не только формированием образовательных программ, но и ликвидацией учителей как класса. Учитель превращён: а) в писаря; б) в бесправного писаря; в) в бесправного писаря без денег. За исключением Москвы и ещё пары мест – если учитель не работает на две ставки, то жить ему не на что. А если учитель работает на две полные ставки, у него не то что на развитие профессионализма, у него на жизнь времени не останется. И все свои силы он будет отдавать выплате ипотеки, а не чтобы детей сделать хорошими людьми, как старались их сделать из нас в советских школах. Да, преподаватели в наше время тоже могли быть очень плохими. Но они пытались, потому что перед ними стояла задача: чтобы их ученики выросли умными и хорошими. А если перед учителем стоит задача выплатить ипотеку, а программа сделана так, чтобы ребёнок вырос дебилом, именно эти цели и будут достигаться, к какой системе ты ни возвращайся.

   
   

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции