Министерство просвещения разработало новый порядок экспертизы учебников

Министерство просвещения разработало новый порядок экспертизы российских школьных учебников, которая теперь будет носить не частный, а государственный характер, пишет Российская газета.

   
   

Заказчиком станет само министерство, а исполнителем – подведомственная ему уполномоченная организация.

«Процедура экспертизы учебников должна быть прозрачна и понятна, – цитирует издание слова замминистра просвещения Татьяны Синюгиной. – Нами подготовлен проект, который уже проходит внутреннее согласование и в ближайшее время будет представлен к широкому обсуждению. Какие меры будут предусмотрены? Прежде всего, это государственный характер экспертизы, заказчиком которой будет выступать федеральный орган исполнительной власти – министерство просвещения. А исполнителем станет уполномоченная организация, подведомственная министерству». Об этом Синюгина заявила на заседании Комитета Госдумы по образованию и науке.

Ранее издательства сами заказывали экспертизу в РАН, РАО и других организациях и самостоятельно ее оплачивали. Получив положительные отзывы, они подавали документы на включение учебников в перечень. Имена экспертов, давших положительное заключение, не были известны практически никому.

В 2018 году по инициативе министерства впервые провели дополнительную экспертизу учебников. Во многих изданиях были обнаружены методологические и фактические ошибки, неточности и устаревшие данные. В итоге федеральный перечень сократился более чем на треть – в нем осталось всего 863 учебника. Сейчас дополнительную экспертизу проведут почти для 500 изданий.

Отмечается, что по новому порядку все эксперты будут проходить строгий отбор по таким критериям, как опыт научно-исследовательской деятельности, опыт работы в школе и наличие профессиональных достижений. Фамилии экспертов будут публиковаться на учебниках.

По мнению депутата, председателя Общероссийского общественного движения «Образование – для всех» Олега Смолина, экспертам следует работать вместе с авторами, чтобы издания можно было совершенствовать прямо в процессе проверки. «Необходимо ввести рейтингование учебников самими учителями и защиту лучших изданий от субъективизма экспертов», – также уверен Смолин.  

   
   

Издание отмечает, что в настоящее время разрабатываются обновленные стандарты, где будет прописано, что и в каком классе должен знать ученик. На их основе для всех школ составят примерные образовательные программы, которым должны будут соответствовать все учебники, оставшиеся в федеральном перечне. В ближайшие годы он, вероятнее всего, обновится как минимум один раз, пишет газета.

Также в публикации отмечается, что если издатели устранят недочеты, учебники смогут вновь пройти экспертизу и претендовать на возвращение в перечень.

Смотрите также: