Заседание интеллектуального клуба ИНиСО, в ходе которого учителя, родители, политики, общественные деятели, журналисты и учёные обсуждали качественное образование детей будущего, состоялось на площадке Союза женщин России.
В котле звенящей пошлости
«Образование сделали услугой, что коренным образом изменило не только его содержание, но и сформировало потребительское отношение к школе и учителям, — сказала Сморода. — Руководителей образовательных учреждений сделали менеджерами, учителей превратили в контролёров, основной задачей которых определили не передачу знаний, воспитания, развития, интеллектуальное, духовно-нравственное и эстетическое обогащение детей, а оказание содействия в самостоятельном познании мира и самостоятельном получении знаний».
Сегодня образование, по её словам, в том числе и школьное, — это коммерческий проект. За все нужно постоянно платить: за подготовку к ЕГ, за репетиторов, за курсы, за дополнительные образовательные услуги, за овладение новыми компетенциями и т. д.
«Если мы посмотрим, какое количество платных образовательных программ появилось за последнее время, каков рост числа частных образовательных организаций, каков уход детей на семейное образование, то есть уход из школы, то это должно заставить нас содрогнуться. И это говорит о том, что роль школы как института может быть обесценена в нашем социуме», — пояснила Сморода.
Гаджет вместо книги
Виртуальный мир сегодня стал одним из самых мощных каналов, через который не просто сливается деструктивный контент, но и разрушаются базовые основы человека.
«Как следствие — у ребёнка не структурируются базовые нейронные сети, необходимые для нормального развития, — пояснил пагубность воздействия он. — Страдает внимание. 20 лет назад взрослый человек мог 2,5 минуты сосредоточенно о чём-то думать. Сейчас — 47 секунд. Люди бросают высшее образование, дети после школы идут в бывшие училища, и только 10% из них идут после этого дальше».
При этом реальность нынешнего образования такова, что у родителей и детей, по словам Екатерины Смороды, «полностью забирают возможность жить без гаджетов и интернета».
«Более того, школам разрешено переходить на электронные источники знаний, многие из которых не прошли педагогическую экспертизу, — отметила она. — Мы уже постепенно отказываемся от учебников, в итоге у детей отнимаем книгу как таковую».
Екатерина Сморода уверена, что качество образования не может измеряться в баллах ЕГЭ: «Школа — это знания. А ещё школа — это любовь. Любовь к Родине, любовь к семье, любовь к ценности жизни и всему тому, чему нас с вами учили в детстве».