Командная работа. Московский психолог о том, как примирить детей в школах

© / Sharomka / Shutterstock.com

Одним из хорошо зарекомендовавших себя способов разрешения конфликта у школьников стало обращение в Школьную службу примирения. Такие службы — это команда взрослых и детей, прошедших специальное обучение. Они созданы во многих образовательных организациях столицы и подключаются к работе в том случае, когда недопонимание или конфликты происходят между участниками образовательного процесса: учениками, учителями, родителями.

   
   

О том, как помочь сторонам конфликта прийти к взаимопониманию, рассказала куратор службы примирения школы № 625 Мария Королева.

Важно обсудить переживаемые чувства

Если в школе произошёл конфликт, улаживают его так: представители службы — медиатор (нейтральный посредник) и школьники-волонтёры — приглашают участников конфликта за стол переговоров, чтобы обсудить переживаемые чувства, найти способы разрешения спорной ситуации и договориться, как действовать дальше. Умение высказывать свою точку зрения и слышать друг друга — важнейшее в любом споре или дискуссии. Дайте каждой стороне возможность спокойно высказать свое представление о произошедшем, свои эмоции — так они смогут развить навык эмпатии, чувства сопереживания.

Участников конфликта также можно попросить описать чувства друг друга: как, например, по мнению основного задиры класса, чувствует себя человек, которого обижают? Хотел бы он подобного отношения к себе?

Спокойное пространство для диалога

Во время конфликтов людьми — как взрослыми, так и детьми — овладевают эмоции, они становятся несдержанными, разговаривают на повышенных тонах, перебивают друг друга. В подобной атмосфере сложно прийти к взвешенному и осознанному решению. В школьной службе примирения встречу участников назначают спустя какое-то время после конфликта, в отдельное, удобное для всех время, чтобы иметь возможность спокойно разобраться в ситуации. Чтобы избежать накала ситуации, медиатор — нейтральный посредник — контролирует разговор, не даёт перебивать друг друга, переходить на оскорбления, крики и другие всплески эмоций. Таким образом у участников формируется понимание, что любой вопрос можно решить без истерик, с «холодной» головой и уважением ко всем сторонам процесса.

Поиск компромисса

Долгое время считалось, что решение детских споров — прерогатива исключительно взрослых, ведь только они с высоты своего опыта могут решить, кто прав, а кто виноват. За время работы служб примирения кураторы заметили, что дети часто гораздо охотнее делятся своими переживаниями друг с другом, со своими ровесниками — с ними они чувствуют себя «на равных», в то время как фигура взрослого воспринимается в качестве «судьи», который занимается исключительно нравоучениями. Это говорит о том, что к поиску компромисса в споре стоит подключать не только взрослых — родителей и учителей, но и ровесников, которые могут оценить ситуацию со своей, «детской» точки зрения.

   
   

В школьной службе примирения практикуют восстановительный подход, идея которого заключается в том, что вместо традиционного наказания обидчика дети стремятся сами выстроить диалог и найти решение конфликта, а не переложить ответственность за это на взрослых.

Узнать больше о школьных службах примирения и восстановительном подходе можно на сайте Городского психолого-педагогического центра столичного Департамента образования и науки.