Когда «оживут» доски? Новые технологии меняют столичные школы

«К доске пойдёт...» Да любой теперь пойдёт с удовольствием! © / Валерий Мельников / РИА Новости

Откуда новинки?

Дочь-семиклассница рассказывает, что у них в школе теперь нет обычных досок, а есть «живые»: и писать на них можно, и как компьютер использовать. Что это за новшество?

   
   

И. Григорьева

Отвечает Илья Новокрещёнов, директор школы № 2059 «Покровский квартал»:

- Интенсивная технологическая модернизация образования проходит по решению мэра Москвы Сергея Собянина. В начале нового учебного года наша школа вошла в число участников пилотного проекта по внедрению программ­но-аппаратных комплексов «Образование». Практически во всех кабинетах, где обучаются ребята 5-11-х классов, были установлены интерактивные панели, которые по сути заменили собой меловые, маркерные и даже интерактивные доски. По сути, это огромные планшеты, имеющие выход в Интернет, инте­грированные с электронным журналом и дневником, а также с системой «Москов­ская электронная школа», где находятся десятки тысяч разработанных сценариев уроков. Причём наши учителя могут создавать собственные сценарии и презентации, а также пользоваться разработками своих коллег. 

На кого работает техника?

Современное техническое оснащение столичных школ стоит бюджету больших денег. Но насколько эффективно оно используется?

И. Новицкий

«Современная техника в школах не должна стоять в углу, торжественно накрытая кружевной салфеткой, а должна приносить максимальную пользу и быть ресурсом абсолютно для всех детей в школе - от дошкольников до выпускников, - уверена Марина Варгамян, директор лицея № 1571. - И это вполне возможно. Вот мы получили новое оборудование в рамках программы «Медицинский класс в московской школе», и сейчас оно отлично работает. Например, муляж человеческих зубов мы используем для того, чтобы объяснять младшим школьникам, как нужно следить за своими зубами и чистить их и что происходит при отсутствии должного ухода. А микроскоп позволяет ребятам рассмотреть, как в этом случае размножаются болезнетворные бактерии. 

   
   

Для старшеклассников задействованы уже другие ресурсы: школьники с помощью тренажёра пробуют наложить повязку, запеленать младенца, сделать искусственное дыхание или укол, под микроскопом рассматривают образцы различных препаратов, используя особое оборудование, выращивают биомассу. Они работают над серьёзными проектами, успешно осваивая технические достижения. Таким образом ребята ищут себя, выстраивают траекторию получения будущей профессии, выясняют, правильно ли выбран путь в будущее. И в этом отношении опыт работы с современной техникой может здорово помочь им. 

Ученики нашего лицея с удоволь­ствием пользуются новым оснащением: профильный медицинский класс - в рамках обязательной программы, все остальные - факультативно, в рамках дополнительного образования. И дети, и родители признают, что начальные медицинские знания лишними не будут, а уж дальше ребята сами сделают свой выбор.

Но и переоценивать технику не стоит: любое оборудование - всего лишь инструмент, средство расширить знания, дать новые компетенции. А главными «действующими лицами» процесса образования остаются ученик и учитель. И если педагог не сможет заинтересовать ребёнка, то КПД самого лучшего оборудования будет равен нулю».

Чем директору заняться?

Помогает ли новая техника в школах работать директорам? Не прибавилось ли у них головной боли?

А. Шальнов

Отвечает Людмила Павлюченко, директор школы № 627:

- Интернет-платформа «Московская электронная школа» в школах помогает руководителю оперативно принимать решения, планировать работу педагогического коллектива, без проблем готовить документы при аккредитации образовательной организации, анализировать работу учителей.

У меня появилась возможность полнее контролировать учебный процесс, получать различные отчёты по школе, не отвлекая педагогов от их основного занятия. Для меня как директора это возможность более эффективной работы - управленческой, педагогической, финансовой. 

Вообще «Московская электронная школа» невероятно многофункциональна. Это и электронный контролёр, интегрированный с журналом, и даже электронный завуч, помогающий разрабатывать образовательные программы, организовывать учебный процесс и контролировать его. Для преподавателей - электронный справочник и целый фонд дополнительных материалов для подготовки уроков. Для детей - электронный репетитор и тренажёр, позволяющий обеспечить равные возможности для всех категорий учеников. Для родителей - электронный помощник, позволяющий при желании учиться вместе с ребёнком. А для столичной системы образования электронная среда - это способ получения качественного образования на протяжении всей жизни ребёнка в школе.

Ну и, конечно же, реализация такого проекта в любом учебном заведении повышает престиж как самой образовательной организации, так и учителей, в ней работающих. Современные дети больше доверяют талантливому педагогу, идущему в ногу со временем и умеющему с лёгкостью обращаться со всеми современными техническими устройствами.

Где учиться учителям?

Как справляются педагоги с новыми технологиями? Приходится ли им получать какое-то дополнительное образование?

И. Титов

Отвечает Ольга Ярославская, директор школы № 1298:

- Процесс работы с новой техникой начался не так давно - с этого учебного года, но педагоги уже успели неплохо освоить её. Это не так уж сложно, поэтому проблем преподаватели не испытывают. Оснащение кабинетов представляет собой большую электронную доску, к ней подключён ноутбук учителя, могут «присоединяться» и устрой­ства учеников. Педагог работает с ноутбуком, управляет изо­бражениями на устройствах, при необходимости входит в централизованную городскую библиотеку уроков. При этом на учительском столе ничего нет - он практически пустой!

Что с «бумажной» работой? 

Как повлияло техническое оснащение школ на работу преподавателей? Стало ли у педагогов меньше возни с бесконечными бумажными отчётами и писаниной?

О. Ахтырцев

«Все мы учились и хорошо знаем, что такое школьная доска. Так вот у нас таких теперь практически нет, - говорит Елена Норенко, директор школы № 1995. - Только в младших классах остались традиционные да мультимедийные доски. А в старших уже и мультимедийных нет - там расположены огромные «плазмы», представляющие собой экраны компьютеров с сенсорным управлением. Эти доски могут иметь любой цвет - фиолетовый, зелёный, жёлтый, красный,  на них можно менять начертание букв. Для ребёнка, у которого в день по 6-7 уроков, подобная арт-терапия тоже имеет значение. 

Но это всё внешние моменты, а главное, конечно, содержание. В «памяти» доски заложено огромное количество информации - учебных материалов, таблиц, графиков, изо­бражений. Всё это можно использовать в любой момент - как на занятии, так и в процессе подготовки к нему. Преподаватели теперь не пишут планы уроков - они готовят сценарии, которые потом могут использовать как они сами, так и их коллеги, если это необходимо, причём в любой школе, подключённой к единой системе.

Учителя уже стали забывать, что такое «бумажная» работа, - да и где у них бумага? Они работают на планшетах (их получили в дополнение к новым «доскам»), причём делать это могут где угодно - хоть в автобусе, хоть дома. Это избавило наших коллег от рутинной, однообразной работы. Разумеется, педагогам пришлось учиться обращаться с новым оборудованием, они посещали курсы. А теперь учителя постоянно совершенствуются, обмениваются опытом с коллегами. Эта система - мощная, продвинутая, суперсовременная - сама развивает людей».