Как я пересдала ЕГЭ через 20 лет. Эксперимент aif.ru

© / Евгений Одиноков / РИА Новости

Звонок — для учителя, ЕГЭ — для родителя. В Москве решили проводить общегородские контрольные в формате ЕГЭ, а на первую, по русскому языку, пригласили в том числе и взрослых. Для того, чтобы и родители побывали в шкуре старшеклассника.

   
   

Я тоже присоединилась к эксперименту — для меня экзамен стал вторым в жизни. Я писала ЕГЭ в 2005 году, когда к нему уже присоединилось большинство регионов страны, но он еще не стал обязательным и безальтернативным. Проще говоря, когда уровень нервозности вокруг экзамена был немного ниже. Провалил ЕГЭ? Иди на общевузовские вступительные!

Тогда я набрала крайне высокий балл — 97. Смогу ли я повторить этот результат 15 лет спустя? И что изменилось за эти годы в самих заданиях?

Раньше было лучше?

В Центре независимой диагностики, куда позвали взрослых, атмосфера такая же, как в школах, где сегодня также экзаменуют школьников. Строгий контроль — проходим через рамки металлоискателей! Затем оставляем все вещи в камере хранения — с собой можно взять документ, перекус и воду. Телефон тоже оставляем — можете себе представить, как трудно современному человеку оказаться без связи на более чем четыре часа? Сразу же появляется ощущение, что в голове пусто — слишком сильна связь с электронным помощником. Теперь рассчитываем только на себя.

В кабинете, где пишем ЕГЭ, публика собралась разношерстная. Попробовать себя решили музыканты Марк Тишман и Юлия Паршута (помните их по «Фабрике звезд»?), спортсменка и ведущая «Слабого звена» Мария Киселева. Заместитель главного врача Боткинской больницы Сергей Сороколетов решил сдать ЕГЭ в знак солидарности с сыном-выпускником. Мария Баева — актриса амплуа «травести», часто играет подростков — решила ради интереса прожить и этот опыт. Станиславский одобряет!

Всех рассаживают по своим местам и начинают объяснять правила. Сначала кажется, что ты посыпался уже на этом этапе. Куча бланков, цифр, уточнений и правил. Только на объяснение, как заполнять, у экзаменаторов уходит 15 минут. Первое ощущение: никогда не разберешься! Но, как оказалось, главное начать распутывать этот клубок инструкций — и постепенно все поймешь.

   
   

Я листаю бланки и хочу сказать традиционное — «Раньше было лучше!» На самом деле, не лучше, но немного проще. В годы моего первого ЕГЭ экзамен содержал 35 заданий в тестовой части A. Из четырех вариантов один — правильный. Особо везучие могли получить балл и без знаний.

Сейчас — гораздо сложнее. 26 заданий, требующих написать конкретный ответ, а не выбрать вариант. Раньше таких было восемь — в части B. Теперь они составляют основу экзамена. А ошибиться гораздо проще. Пример: перед тобой 6 утверждений о стилистических особенностях приведенного текста. Из них верных — неизвестно сколько. Возможно, я пойму, что верны 2 и 3, но сомневаюсь по поводу 4 — вроде и похоже на правду, а вроде и нет. Если я ошибусь с 4, написав только 2,3, то я просто лишусь балла. С тестовой частью ученикам было гораздо проще!

Минут через 15 после начала звездные участники сдают бланки и уходят. Видимо, решили, что общее представление об экзамене получили. Поглядев на них, пара человек тоже присоединяется.

Простое и сложное

Самые простые вопросы — по орфографии. Потому что они однозначные. Посложнее — по орфоэпии, то есть ударениям, но ученикам до ЕГЭ раздают орфоэпический словник, поэтому можно потратить день-два, чтобы все сложные случаи разучить (теперь знаю, что правильно говорить «плодоносИть» и «сверлИшь»). Пунктуация, то есть знаки препинания, для меня была несложной, но знаю, что ученики ее недолюбливают (и я недолюбливала 15 лет назад!). Стилистика из задания № 3 — самый неоднозначный раздел, потому что вопросы там далеко не такие конкретные. Тут — только пожелать всем ученикам удачи.

Кстати, об апелляциях. Самое обидное, что оспорить неверно оцененный ответ в тестовой части невозможно. А ошибки в формулировках там бывают регулярно.

Я сама стала жертвой непростого выбора. В одном из вопросов задание звучит как «Выберите варианты, где во всех трех словах пропущена одна и та же буква». Я абсолютно уверена, что вариант там только один. Но написано — варианты. Чему верить: чутью или формулировке задания?

Очень интересное задание — 8. Там даются пять типов ошибок — и девять предложений с самыми разными недочетами. Нужно соотнести каждый тип ошибки с конкретным примером, а лишние выбросить.

Чем я хуже нейросети?

До сочинения в нашем кабинете дожили процентов 30 участников. Мне кажется, что я не писала сочинений со школы и вообще не помню, как это делать. Но на бланке есть подсказка с четкими критериями — это помогает. Нужно прокомментировать проблему, выделить из текста два примера-иллюстрации, указать связь между ними. Сформулировать позицию автора и свое отношение к ней. Выдыхаю — хотя бы стало понятнее, что от меня требуется.

На днях преподаватель лицея НИУ «ВШЭ» Михаил Павловец в рамках эксперимента заставил нейросеть написать сочинение и показал полученные результаты педагогам. В принципе, искусственный интеллект справился, и опрошенные Павловцом учителя оценили его скорее положительно. А я чем хуже?

Сначала трудно, потом втягиваешься, и вот уже заканчиваются страницы бланка, а я еще даже не все сказала. Перечитываю, пересчитываю (аргументы), выдыхаю, сдаю!

Страшно ли было? Не то слово! Но самое страшное ждет впереди — в течение двух недель обещают проверить работы.

Время оценок

Все эти недели меня штормит от ощущения, что я сделала вообще все правильно, до ощущения, что я сделала все с ошибками. И вот — письмо в моей почте. Сначала мне кажется, что я ничего не поняла. Приходят какие-то сырые баллы, которые и в помине не напоминают те, о которых обычно говорят. Но нахожу в интернете таблицу для перевода. У меня пятерка! Пятерка человека, который запрыгивает в последний вагон поезда отличников.

В обычных баллах у меня 73. Пятерка начинается с 72. Но для поступления в заветные вузы страны желательно набрать 100 или чуть меньше.

Предсказуемо для себя я ошиблась в заданиях по стилистике. Непредсказуемо — в правописании суффиксов (то самое задание, где были варианты или вариант), поиске указательного местоимения и задании на расстановку запятых при обособлении.

За сочинение — 21 балл из 24. Есть, что улучшить!

Могу сказать, что если хорошо подготовиться, а не писать экзамен с бухты-барахты, то он вовсе не такой сложный, как некоторые его рисуют. Если много раз прорешать задания — легко набить руку. Хорошо ли писать сочинения по четко заданным критериям? Думаю, что в этом формате — да. Творчество — это прекрасно, но как быть с субъективизмом проверяющих? Особенно когда от этого зависит поступление в вуз? Так больше шансов на честную оценку, а если что-то смущает — есть возможность апелляции.

Что мне хочется исправить — точность формулировок некоторых заданий. Сделать их максимально конкретными, не допускающими других толкований.

Но самое страшное в ЕГЭ — не задания, а волнение. Вся история с ЕГЭ окутана такой нервозностью, что бедных учеников по-человечески жаль. Легко писать экзамен, когда от него не зависит твоя жизнь. Поэтому главный совет, который хочется дать всем выпускникам следующего года — учитесь успокаиваться, выдыхать и расслабляться. Именно отсутствие волнения — лучший помощник, а тесты... ну что тесты, бездушная машина, которую при желании можно победить.