Квест и мастер-класс. Как колледжи устраивают профессиональные пробы

Хороший повар всегда на вес золота. © / Фото: Виктор Антонов / АиФ

Взрослый разговор

Ребята посещают мастер-классы, квесты и ток-шоу в самых разных колледжах столицы и всерьёз подумывают, на какой профессии остановиться. И хорошо бы, конечно, найти свой путь с первого раза. Впрочем, можно и со второго: многие колледжи предлагают профессиональную переподготовку, овладение второй профессией и массу других интересных программ, ориентированных на разные категории обучающихся. 

   
   

«Профессиональная среда» рассчитана на две большие группы школьников - средние классы и старшие, и в зависимости от возрастного ценза мы разрабатываем программы, - объясняет Кирилл Мирошкин, директор Образовательного комплекса сферы услуг. - Ребят 6-8-х классов мы знакомим с профессиями, показываем, что входит в ту или иную специальность. Скажем, будущий повар должен помочь маме приготовить суп, красиво сложить салфетки к приходу гостей. Мы даём небольшие первоначальные навыки для того, чтобы ребёнок мог определиться - по душе ли ему направление. Выглядеть это может по-разному: попроще - мастер-класс, более сложная модель - квест. Сейчас мы, например, готовим новогодний квест «12 месяцев». В рамках игры каждый ребёнок должен будет приготовить какое-то специфическое блюдо месяца, а потом все устраивают общее пиршество.

Со старшими школьниками всё гораздо сложнее, потому и технологии здесь другие. Для этой аудитории мы устраиваем встречи с потенциальными работодателями - приглашаем руководителей и топ-менеджеров ведущих предприятий, с которыми идёт уже конкретный «взрослый» разговор. Ребят интересует профессиональная траек­тория их жизни после окончания колледжа, когда они пойдут на конкретное предприятие, где им будут платить определённую зарплату в понятных условиях труда. 

В рамках проекта предусмотрены ещё и такие варианты, когда не молодые люди приходят к нам, а мы сами посещаем школы. Сотрудники и студенты колледжей устраивают для ребят профессиональные занятия, не требующие с нашей стороны сложного оборудования и материальных затрат, - скажем, уроки карвинга или приготовления безалкогольных коктейлей, основы визажа или аквагрима, истории создания конфет и других лакомств. Мы ведь обучаем не станочников, а сотрудников сферы услуг, а ведь сфера эта, строго говоря, творческая, и ребята придумывают интересные варианты. 

Готовим мы и сотрудников банковской сферы, и в этом плане тоже есть интересные наработки. Мы проводим со школьниками уроки финансовой грамотности, где им объясняем, что такое кредитная карта, как с ней обращаться, как пользоваться банкоматом, что такое наличные и безналичные деньги, какие существуют риски, связанные с финансовыми операциями. Родители, конечно, приучают ребёнка к деньгам, но мы показываем ему всё разнообразие мира денег и учим в нём ориентироваться. 

Результаты проводимой работы можно оценить по количеству поступающих к нам: в нынешнем году средний балл для поваров, например, у нас был 3,6 балла, причём мы набрали как бюджетные, так и внебюджетные группы. И в этом году у нас 6 внебюджетных групп, что говорит само за себя: наши профессии востребованы, за обучение люди готовы платить. 

В проекте «Профсреда» активно участвуют школы, и для нас это огромная помощь: ведь в Москве сотни школ, до каждой не достучишься. Школы, как правило, ориентированы на то, чтобы их выпускники поступали в институты, но далеко не все окончившие вузы могут успешно трудоустроиться. Чего не скажешь о наших выпускниках, которых ждут работодатели».

   
   

Своими руками

«Наш колледж готовит специалистов четырёх основных направлений - это металлообработка, радиоэлектроника, айти-технологии и автотехнологии. Все эти профессии сейчас особенно востребованы, - уверена Наталья Куторго, директор Политехнического колледжа № 8 имени И. Павлова. - После окончания колледжа некоторые наши выпускники продолжают обучение в вузах.

Обычно мы устраивали для ребят так называемые пробы. Сначала мастер (преподаватель или кто-то из наших студентов) рассказывает школьникам о какой-то специальности, показывает и объясняет, «как это делается». А потом уже школьник получает задание и может что-то сделать самостоятельно: выстроить примитивную технологическую цепочку или попробует управлять станком. 

В этом году мы пошли дальше и начали разрабатывать новые варианты знакомства с профессиями. 19 декабря будем презентовать профессию «Логистика на транспорте». Помимо мастер-классов хотим организовать квест, хотя для нас это новое направление. Но мы активно готовимся и надеемся, что ребята, которые придут к нам, получат исчерпывающее представление об этой профессии».

Нужные люди

«Мы активно принимаем участие в проекте  «Профсреда» с момента его основания и сразу по нескольким направлениям, - говорит Ирина Судибор, директор Технологического колледжа № 24. - Ежегодно мы участвуем  в работе выставки «Московский день профориен­тации», который проводится в Сокольниках. В ноябре мы работали по теме «Профессиональное образование» и принимали гостей в колледже. Следующей темой будет «Уход и красота», в неё входит большое количество мастер-классов, связанных с миром моды: парикмахерское искусство, стилистика, искусство визажа. В феврале примем участие в проекте по теме «Компьютерные системы и программное обеспечение», так как мы успешно готовим  специалистов в области информационных технологий уже много лет.

Очень интересной будет тема «Редкие специальности» (она запланирована на март), где мы будем рассказывать о профессии «трикотажника». Сейчас этой профессии можно обучиться только в нашем колледже. В эту же тему войдёт презентация «Стильный питомец», рассказывающая о  груминге и мастерстве создания современного образа домашнего питомца.

Профессия швеи сегодня в тренде. Фото: РИА Новости

В рамках проекта «Профсреда» мы реализуем профориен­тационные мероприятия социально-психологической направленности, объединённые в одном проекте «Большая профессиада».  Школьники имеют возможность пройти компьютерную профдиагностику с последующей консультацией психолога, принять участие в играх, тренингах, поиграть в форум-театре. 

Ребята идут к нам учиться с удовольствием, в этом году был конкурс 3-5 человек на место. Чтобы попасть на «бюджет», нужно было иметь средний балл аттестата выше четырёх. А школьники, не прошедшие ГИА и ЕГЭ, могут пройти в нашем колледже обучение по таким профессиям, как оператор ЭВМ, портной, вязальщица трикотажных изделий, парикмахер. Эта программа позволяет ребятам продолжить образование, получить востребованную профессию и стать нужными обществу людьми».