Кадровый резерв. Как в школе вырастить новых ученых

Артем Распопов / АиФ

Челябинский школьник Иван Таскаев создал генератор холодной плазмы — прибор, дезинфицирующий любую поверхность с помощью озона. Разработка появилась в самое подходящее время — в пик пандемии коронавируса.

   
   

«Газ, в котором значительная часть атомов или молекул ионизирована, называется плазмой, — объясняет Иван. — Холодная плазма обладает антисептическими свойствами благодаря повышенной концентрации озона, содержащегося в ионизированном газе. Генератор удобно использовать для обеззараживания любой доступной поверхности, для ускорения процесса коагуляции (свёртываемости) крови при различных видах ранений и проведении медицинских вмешательств, а также лечения различных кожных заболеваний. Ведь озон как окислитель воздействует еще и на кровь, ускоряя процесс свертываемости».

Сам прибор небольшой и лёгкий, он представляет собой коробочку 20 на 10 см, сделан из подручных материалов. «В седьмом классе я познакомился со своим будущим наставником Эдуардом Михайловичем Красавиным, это наш педагог по дополнительному образованию, — вспоминает юный изобретатель. — Вместе мы выбрали тему для участия в конкурсе «Шаг в будущее» и начали разрабатывать схемотехнику. Понадобились трансформаторы, провода… Первая модель генератора была более громоздкой, второй стала менее габаритная автономная версия. В конечном итоге себестоимость прибора составила порядка 3 тыс. рублей. У меня не было коммерческих целей, поэтому я не прикидывал, сколько такой генератор может стоить для оптового или розничного покупателя. Наверное, это полностью зависит от масштабов производства. Идея перспективная, но далеко не новая. Подобные генераторы производятся в Китае, но они маломощные, с их помощью можно воздействовать только точечно, поэтому применение там они нашли только в косметологии. Китайские аппараты стоят от 5 тыс. рублей. Как правило, цена зависит от фирм-производителей. Моя разработка более универсальная, с её помощью можно ещё и дезинфицировать поверхность».

Позже со своим генератором Иван участвовал и в других конкурсах и неизменно занимал первые места. Прибор челябинского школьника уже апробирован в одной из больниц Верхнего Уфалея. Испытывалось он на образцах искусственно выращенных бактериальных колоний, а также на образцах крови. Кстати, генератор не единственное изобретение Ивана, есть еще инвертор для плазменной сварки по технологии TIG — сварки с подачей газа.

«Так швы получаются намного качественнее и надёжнее, — говорит школьник. — Прибор уже готов, но мы его ещё не испытывали. Работа временно приостановлена: нужно готовиться к ОГЭ, времени совсем нет».

До недавних пор Иван учился исключительно самостоятельно, но учитывая грядущие экзамены, решил поднажать и по основным предметам позаниматься с репетиторами. Говорит, что больших волнений по поводу сдачи ОГЭ нет: в лицее № 97 к ним отлично готовят. Здесь Иван учится с пятого класса, начал обучение в школе № 95. Чтобы поступить в лицей, ему пришлось сдать экзамены, он выдержал их с честью.

К слову, средневзвешенный балл ЕГЭ выпускников лицея № 97 ежегодно по всем предметам, в том числе профильным — выше среднего областного средневзвешенного балла. Более 80% выпускников получают 90 и более баллов. Лицей стабильно занимает второе рейтинговое место в Челябинской области по значению средневзвешенного балла ЕГЭ (после челябинского лицея № 31). В 2020 и 2021 году лицей входил в федеральный ТОП-200 по подготовке абитуриентов для лучших вузов естественно-математического и инженерно-технического профилей. В рейтинге школ УрФО, готовящих абитуриентов для лучших вузов технического профиля, он занимает 5 место. Стабильно высока доля выпускников, поступивших в вузы Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Челябинска на бюджетной основе.

   
   

«Учиться здесь комфортно и интересно, потому что образование профильное, — рассуждает подросток. — Класс у меня физико-математический, больше всего я люблю физику и математику. Еще очень нравятся обществознание и история, нелюбимых предметов нет. Некоторые думают, что я круглый отличник, это не так. У меня есть и четвёрки, и иногда даже тройки. Я вообще считаю, что быть круглым отличником вредно, ты становишься зависимым и в стремлении получить наивысшую оценку упускаешь много другого. Нужно просто жить и заниматься тем, что тебе нравится. Только тогда можно добиться каких-то результатов».

«У Вани такая жёсткая позиция, что не оценки определяют личность, главное — личностные достижения. Наверное, это всё же правильный подход, — поддерживает директор лицея № 97 Вячеслав Усынин. — А у него такие достижения есть, мы им очень гордимся. Сам Иван критично к себе относится, не очень любит рассказывать о своих достижениях. А ведь они уже сегодня весомые и значимые. Представляете, в 2020 году, ещё будучи семиклассником, он принял участие в заседании комитета Госдумы РФ по науке, представил свои разработки, и их высоко оценили!»

Действительно, в декабре 2021 года в Госдуме РФ проводился всероссийский конкурс «Юные техники и изобретатели», и снова Иван Таскаев занял первое место со своим генератором. В домашнем архиве хранится письмо зампредседателя Комитета по экономической политике Госдумы РФ Станислава Наумова о том, что проект имеет прямую перспективу внедрения в практическую медицину и заслуживает поддержки.

Мама называет Ваню «физиком в третьем поколении»: шутка ли, папа — доктор физико-математических наук, оба дедушки — тоже физики, один из них работает в РФЯЦ ВНИИТФ в Снежинске. Бабушка по отцовской линии — профессор, доктор сельскохозяйственных наук.

«Конечно, гены делают свое, но я стараюсь быть объективной и понимаю, что мой ребенок большой молодец! — говорит Ирина Юрьевна. — С двух лет он начал рисовать разные краны, технику, причем, казалось, что это рисунки опытного конструктора, но никак не ребёнка. Как и все, в дошкольном возрасте он увлекался конструктором. Без всякого преувеличения могу сказать, что все наборы, какие только были доступны в Челябинске, им собраны. Потом он стал конструировать сам, используя эти наборы. Собирал различные машины, танки, т. е. что-то самодвижущееся. У него всегда был интерес к технике, он знал, как устроены кондиционеры, стиральные машины и прочие предметы бытовой техники. Знал все марки автомобилей...»

А месяц назад Иван увлекся еще и музыкой. Летом папа подарил ему классическую гитару, зимой школьник приобрел электрогитару, потихоньку покупает электроакустическое оборудование. Играть Иван научился сам, сегодня вместе с двумя товарищами он исполняет песни группы «Кино» и любит подискутировать на тему творчества Цоя.

«Виктор Робертович — мой кумир! — признаётся Иван. — Цой был простым человеком, собирал стадионы, но не превозносил себя выше других. В моей комнате висит его портрет. Сейчас такие песни в моде — половина ноты, ползвука, ничего непонятно, а вот у него было всё — и потрясающая мелодия, и цепляющий смысл».

В отличие от других местных школьников, подающих большие надежды, Иван не собирается покидать Челябинск, по крайней мере, в ближайшее время. В качестве вуза для поступления рассматривает ЮУрГУи ЧелГУ. Кем видит себя в будущем, не признаётся, ссылается на то, что еще не определился. Но говорит, что ученым себя видит меньше всего.

«Профессия учёного очень сложна, важна и ответственна, — рассуждает он. — Каждый может заниматься наукой, главное, чтобы был интерес, который нужно развивать ещё со школы. Думаю, что наука — самая важная отрасль в любой стране. И, чтобы быть лидером в мире, нужно её развивать и поддерживать, ведь от науки зависит будущее».