Игры для старшеклассников. Какие проекты реализуются в школах Москвы?

Ученик за партой на уроке по физики в московском лицее №1571. © / Григорий Сысоев / РИА Новости

Как ребёнку найти своего учителя?

Ведущие эксперты сходятся во мнении, что московские школы показывают высокие результаты вне зависимости от статуса семей учащихся. Это лучшее подтверждение вклада системы образования в консолидацию городского сообщества.  

   
   

Какие механизмы позволили достичь высоких результатов? «Оснащение школ новым учебным

оборудованием, серьёзное финансирование, в основе которого лежит оценка достижений образовательной организации, - объясняет замруководителя Департамента образования Москвы Александр Молотков. - И, самое главное, развитие талантов каждого ребёнка в каждой школе. Большое влияние на результаты оказывает новый проект «Кружок чемпионов», где победители Всероссийской олимпиады, став студентами вузов, ведут кружки, подготавливая старшеклассников к олимпиадным состязаниям. Не стоит забывать и про широкий спектр образовательных программ, в том числе в инженерных, медицинских, академических классах». 

По итогам Всероссийской олимпиады школьников москвичи в этом году побили все свои предыдущие рекорды. И самых умных подготовили 222 московские школы, то есть каждая третья. И удивляться тут

нечему. «Школы превратились в мощные комплексы, уверенно стоящие на ногах, имеющие прекрасные ресурсы, в которых работают успешные учителя, - считает директор Центра педагогического мастерства Иван Ященко. - Поэтому вероятность того, что ученик встретит яркого учителя именно в области, в которой он потенциально талантлив, гораздо выше».

Но как ребёнку найти своего учителя? Ведь это только в начальной школе главным для ребёнка является один педагог - он же классная мама. Дальше учителей

становится много, и роль классного руководителя не только не уменьшается, но ещё больше возрастает. «Уже не первый год мы сталкиваемся с ситуацией, когда первый вопрос родителей при переходе в новый класс касается не учителей-предметников, которые будут вести химию, физику, биологию, а педагога, который станет для его ребёнка классным руководителем, - рассказывает директор школы № 827 Наталья Огородникова

- Наблюдая жизнь наших детей в школе и вне её, мы успели убедиться, что от классного руководителя зависит очень много.  Мы, педагоги, сами в разговорах друг с другом пользуемся определениями - это класс Марьи Ивановны, а это - Ильи Семёновича. И это знак качества. Качества вложенной души и времени, эмоций и воспитания, дружбы и личного примера. Важно, что, прежде чем научить, необходимо воспитать: отношение, мотивацию, взаимодействие, коллектив... Поэтому настоящий классный - уникальный человек и немножко волшебник. Он - центр притяжения, дети к нему бегут, его слова и дела имеют для них значение, он формирует их мировоззрение, отношение к жизни, людям, делу на всю оставшуюся жизнь. Такие классные руководители невероятно важны».

Город для умных

«Москва - высокотехнологичный город информированных и требовательных жителей. И в этом смысле московская школа, как серьёзный социальный институт, не может не быть частью большого, умного и

сильного города с максимальным спектром возможностей для всех категорий жителей, от самых маленьких до самых взрослых её жителей, - уверена директор Городского методического центра Департамента образования Москвы Марианна Лебедева. - Естественно, московская система образования вписывается в smart city (умный город. - англ.) своими цифровыми возможностями. И в первую очередь проектом «Московская электронная школа». Он стартовал в сентябре завершившегося учебного года и представляет собой совокупность цифровых программных продуктов, таких как электронные журнал и дневник и цифровая платформа образовательных материалов. Дневником сейчас пользуются около миллиона уникальных пользователей в месяц. Это очень серьёзный ресурс, благодаря которому родители в любой момент могут предупредить об отсутствии ребёнка в школе, узнать, какие оценки и за что он получил. Общегородская библиотека электронных образовательных материалов сегодня позволяет учителям работать эффективнее, экономить время на подготовку к урокам, полностью избавляет их от бумажной работы и позволяет учащимся в электронном виде на собственных устройствах читать художественную литературу по школьной программе, иметь электронные учебники. У учителей же есть возможность создавать электронные сценарии, которые включают в себя задачи олимпиадного и международного уровня. Решением мэра Москвы педагоги, которые внесли наибольший вклад в развитие «Московской электронной школы», получают денежные премии по 100 тыс. рублей. Таких в городе уже более 50 человек». 

А 9 директоров из ассоциации молодых руководителей образовательных комплексов придумали и апробировали интерактивную игру для школьников. Вопрос, который послужил отправной точкой для этой разработки, был о тех образовательных результатах, на которые московские школы должны

выйти к 2030 г. «Мы видим, для того чтобы самореализоваться в стремительно меняющемся мире и быть успешным профессионалом в выбранном деле, недостаточно усвоить объём предметных знаний, - заверяет директор лицея № 1561 Валерий Пазынин. - Нужна ещё способность действовать в незнакомой ситуации, а для этого надо обладать и критическим мышлением, и конвергентным. Необходимо различать достоверные и недостоверные источники данных, использовать знания из различных областей. Кроме этого, требуется умение постоянно учиться и переучиваться. Если мы понимаем, что это важные навыки, то мы должны придумать, каким образом будем их формировать и контролировать результаты. Очевидно, что в форме теста это невозможно, а вот в форме игры - запросто. И 29 мая состоялась презентация пробного модуля такой игры, в которой приняли участие 420 восьмиклассников. По количеству и качеству вопросов от участников мы поняли, что идея сработала и зацепила учеников. В июне состоялась презентация другого модуля для директоров столичных школ. И в новом учебном году разработка игры будет продолжена».    
   

Шаг в будущее

Ещё один проект, который реализуется в школах и влияет на достижение высоких результатов, направлен на развитие предпрофессионального образования. И он нужен ребятам не только, чтобы сдать хорошо Единый государственный экзамен, но и для продолжения обучения в вузе, поиска будущей профессии. «Прежде всего это Курчатовский проект, участниками которого являются 37 московских школ, - продолжает М. Лебедева. - Мы сегодня говорим о конвергенции наук. И о том, что вокруг возможностей человека и его перспектив собирается научное сообщество и высокотехнологичное производство, и ровно на это направлена реализация Курчатовского проекта. 

Участниками «Академического класса» стали 10 школ, ещё 11 хотят присоединиться в ближайшее время. У ребят в рамках этого направления есть возможность работать с серьёзным, высокотехнологичным оборудованием, и, что важно, руководителями школьных проектов являются учёные и научные сотрудники ФАНО России. «Медицинский класс» в московской школе проводится совместно с МГМУ им. Сеченова. В него вовлечены уже 62 школы, 30 медорганизаций, и ещё 37 образовательных комплексов стали кандидатами для участия. Недавно прошла конференция «Старт в медицину». Старшеклассники подготовили серьёзные работы. И преподаватели Сеченовки отметили, что это уровень курсовых работ 3-4-го курса.  

«Инженерный класс» имеют более 50 школ, 98 школ - кандидаты. Партнёры проекта - 17 ведущих технических университетов и 100 высокотехнологичных предприятий самых разных отраслей, включая нефтедобывающую, автомобиле- и авиастроение, НИИ и госкорпорации. И мы понимаем, что наши ребята интересуются современной наукой, технологиями и исследованиями. Сегодня московские школы, их кабинеты и научно-исследовательские лаборатории больше похожи не на классы 1970-1990-х годов, а на современные рабочие места технопарков ведущих предприятий Москвы. Таким образом, молодые москвичи готовы к тому, чтобы продолжать развивать наш город и делать его ещё умнее, ещё технологичнее». 

«Образование входит в зону интересов каждого человека, потому что качественное образование повышает качество всей жизни, - говорит директор школы № 1950 Екатерина Паршина. - И мы, как родители, дедушки, бабушки, хотим дать своим детям всё лучшее. Какой профиль выбрать, как предвидеть на много лет вперёд, что будет востребовано? На эти вопросы ответы дают время и те изменения, которые происходят в системе московского образования».

Смотрите также: