Хиджаб раздора. Как мусульманский платок стал мировой проблемой

«У нас светский характер образования»

Заочный обмен мнениями по вопросу среднего образования произошел между главой Чечни Рамзаном Кадыровым и руководителем профильного министерства Ольгой Васильевой.

   
   

Темой стала проблема допустимости ношения ученицами российских школ хиджабов — мусульманских платков.

На пресс-конференции в Москве министр образования и науки заявила, что поддерживает запрет на ношение хиджабов в российских школах. Так она ответила на вопрос корреспондента портала «БИЗНЕС Online» о ситуации в татарском селе Белозерье, расположенном в Мордовии. Там местные власти запретили ношение хиджабов школьницами в качестве меры борьбы с религиозным экстремизмом.

«Я много лет, как вы знаете, возглавляла кафедру государственных и межконфессиональных отношений, и я не думаю, что истинно верующие люди атрибутикой свое отношение к вере стараются подчеркнуть. Это мое глубочайшее личное убеждение. Коллеги, я вас прошу, я хорошо знаю и отвечаю за то, что я говорю. Мне бы очень хотелось, чтобы вы правильно воспринимали то, что я говорю. Это мое личное убеждение, что вряд ли глубоко верующий человек будет отдавать предпочтение атрибутике, а тем более в школе. У нас светский характер образования», — заявила Ольга Васильева.

«Мои три дочери учатся в школе, носят хиджаб, имеют отличные оценки»

Ответ министра не понравился Рамзану Кадырову, который регулярно дает свои комментарии по резонансным темам, делая это, как правило, через социальные сети.

«Конституцией РФ «каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания <...>, выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними» (Глава 2, статья 28). Видимо, не все чиновники читали эту статью, — написал Кадыров в Instagram. — Платок — не атрибутика, а важная часть одежды мусульманки, носить которую предписано Всевышним Аллахом и Пророком (с.а.в.). Васильева вправе высказывать своё «личное убеждение», но оно остаётся её мнением и не принимает силу закона. Вызывает удивление, что министр вместо того, чтобы поправить местных руководителей, своё «ЛИЧНОЕ УБЕЖДЕНИЕ» навязывает миллионам граждан. Мои три дочери учатся в школе, носят хиджаб, имеют отличные оценки. Ольга Васильева требует, чтобы они сняли платки? Девочки этого никогда не сделают. Я должен их забрать из школы и вместе с ними искать место, где позволят девочкам быть мусульманками?».

«В борьбе с врагами России, которая гарантирует права 30 млн мусульман, я лишился сотен близких и родных мне людей. Убеждён, что тема платков подбрасывается, чтобы отвлечь внимание общества от реальных проблем школы. Наркомания, пьянство, преступность, систематические посягательства преподавателей на половую неприкосновенность детей... Вот что должно беспокоить всех, кто воюет с хиджабами», — добавил глава Чечни.

   
   

Аномальное Белозерье

Вопрос ношения хиджабов в российских школах поднимается не впервые. В 2013 году Верховный суд рассматривал обращение граждан из Ставропольского края, которые требовали разрешить их дочерям посещать школу в хиджабах, отменив ранее введенный местный запрет.

Сторонники запрета возражали — Россия является светским государством, и образование в ней носит светский характер, и ограничение на публичную демонстрацию религиозных атрибутов любой конфессии не может нарушать чьих-либо прав.

Верховный суд России в 2013 году отклонил жалобу на запрет, а спустя два года подтвердил свое решение по аналогичному обращению, поступившему как раз из Мордовии.

У руководства Мордовии есть свои резоны для принятия жестких мер. Газета «Известия Мордовии» сообщает, что как минимум 20 жителей того самого села Белозерье ныне воюют в Сирии в отрядах «Исламского государства» (террористическая группировка, деятельность которой запрещена на территории РФ по решению суда).

А в целом, по данным силовиков, счет лиц из села, примкнувших к разного рода радикальным группировкам, идет на десятки.

Школьница в хиджабе. И с автоматом

В средней школе села Белозерье, если верить сообщениям местных СМИ, вообще творятся интересные вещи. В хиджабах там ходили не только школьницы, но и учительницы, включая директрису. В пятницу ученицы не занимались математикой или физикой, а отправлялись в мечеть. Кроме того, и в самой школе нередко вместо занятий проводились намазы. После такого про светский характер образования говорить как-то даже неловко.

В декабре 2016 года терпение республиканских властей лопнуло. В школе Белозерья сменили директора, а учителям и ученицам дали распоряжение в хиджабах на занятиях не появляться.

Однако учительницы заявили, что и дальше будут носить хиджабы, а в соцсетях появились фотографии учениц, которые в школьных классах позируют не только в хиджабах, но и... с автоматами в руках.

Словом, ситуация выглядит так, словно речь идет не о Российской Федерации, а о территории, занятой боевиками той самой террористической организации, деятельность которой на территории РФ запрещена.

Европейский опыт: Франция запрещает, Германия и Бельгия ограничивают

Вопрос о том, где граница между свободой совести и сохранением светского характера государства, сегодня является головной болью не только для властей России.

«Проблема хиджаба» уже несколько лет аналогичным образом будоражит европейские страны, где растет процент мусульманского населения.

В 2004 году, после яростной полемики, во Франции был принят закон, запрещающий «символы или одежду, очевидно демонстрирующие религиозную принадлежность» в образовательных учреждениях.

В Германии в 2003 году Конституционный суд страны отнес вопрос о ношении хиджаба к ведению местных властей. В настоящее время запрет на ношение хиджаба на территории учебных заведений введен в восьми немецких землях. При этом запрет касается преподавательского состава и не относится к девочкам до 14 лет. Аналогичные правила действуют и в Швейцарии.

В Бельгии запрет на ношение хиджаба не действует на государственном уровне, однако полномочия на ограничение его ношения есть у руководителей учебных заведений.

Кроме того, в ряде европейских стран, где хиджаб, то есть платок, при ношении которого лицо женщины открыто, разрешен, запрещены другие виды мусульманской женской одежды. В частности, в Бельгии в общественных местах запрещены паранджа и никаб. Запрещено ношение никаба и в Великобритании.

Запрет на хиджаб завещал Ататюрк

Интересно, что куда более жесткие запреты существуют в ряде стран с мусульманскими населением, но со светским характером управления.

Впервые запрет на хиджаб и паранджу был введен в мусульманской стране в 1925 году. Первопроходцем стала Турция во главе с Мустафой Кемалем Ататюрком, стоявшим за светский характер государства. Большинство ограничений на хиджаб, в том числе на его ношение в учебных заведениях, в Турции было отменено при нынешнем президенте Реджепе Тайипе Эрдогане, что его противники считают покушением на основы турецкого государства.

Сегодня хиджаб нельзя носить в государственных учреждениях, школах и университетах в Киргизии, Таджикистане, Узбекистане и Азербайджане, а также еще ряде стране, где существуют светские режимы.

В этом запрете есть своя логика — таким образом власти пытаются ограничить возможности влияния религиозных радикалов, лишить их возможности проникновения в государственные структуры, школы и вузы. 

В свою очередь, в Саудовской Аравии и еще целом ряде стран, где ислам признан государственной религией, женщина может быть строго наказана за появление в общественном месте без хиджаба. В зависимости от строгости режима за это могут оштрафовать, выпороть, отправить в тюрьму. А на территориях, контролируемых вооруженными радикалами, за отказ от хиджаба женщина может заплатить и жизнью.