Готовность № 1. Как московские школы встретят новый учебный год

Фото: Валерий Христофоров / АиФ

Система столичного образования традиционно приковывает к себе внимание и общественности, и экспертов. Ведь именно здесь задают основные тренды, практикуют инновационные методы и отрабатывают новейшие методики обучения. И в этом году московским школам есть чем похвалиться.

   
   

Больше учеников 

В новом учебном году в московских школах, садах и колледжах, как говорят в Департаменте образования Москвы, будут обучаться 1,42 млн детей. За последние 7 лет из-за высокой рождаемости количество учащихся заметно подросло: теперь их на 260 тысяч больше, чем несколькими годами ранее. 

Школы к такому наплыву учеников полностью готовы: почти в 3 тысячах зданий школ и дошкольных групп был проведён ремонт, 10 зданий отремонтировали капитально, а 1 сентября в Москве откроется сразу 5 новых образовательных учреждений почти на 6000 мест. Кстати, в этом году в столице появилась и самая большая школа в России: в ней будут учиться сразу 2100 учеников. Расположилась она в Некрасовке. Не отстают и дошкольные учреждения: свои двери для малышей откроют сразу 6 новых садов, где будут воспитываться 1625 детей.

«За эти годы были построены сотни новых детских дошкольных учреждений и школ. Серьёзно обновилась материальная база существующих зданий. Изменилась система финансирования, мотивации наших школ. Изменилась организационная структура. Все эти изменения происходили чрезвычайно непросто, но тем не менее они дают свои результаты», — отметил столичный мэр Сергей Собянин.

«У каждого московского школьника, студента колледжа есть возможность получить качественное образование, и результаты прошлого года это подтвердили. А возможности нового учебного года дают уверенность в надёжности московской школы», — добавил руководитель Департамента образования г. Москвы Исаак Калина. Также он сказал, что все образовательные учреждения столицы имеют высокий уровень финансирования и оснащены новым оборудованием. Благодаря инженерным, медицинским, кадетским и академическим классам детям становится проще выбрать желаемую профессию, ещё находясь в стенах школы.

Но на достигнутом столичная мэрия не собирается останавливаться. Ведь город развивается, с ним растут и потребности жителей, в том числе и в качественных новых школах. Поэтому за 2017 год в Москве планируется построить ещё 42 объекта образования. Все они, говорят специалисты, будут представлять собой современные постройки с интересными архитектурными решениями и красочными фасадами. Однако и о пользе и функциональности таких учебных учреждений никто не забудет: они будут максимально вместительными и комфортными для учащихся.

При этом все учебные заведения по максимуму соответствуют требованиям безопасности: в каждом здании есть круглосуточные посты охраны, оборудованные системой видеонаблюдения, а это более 40 тысяч камер.

   
   

Интересное обучение

Специалисты, родители, да и сами дети отмечают, что учиться в школах столицы стало в разы интереснее. И это подтверждается высокими результатами различных исследований, в т. ч. и международных, а также олимпиадами и прочими проектами. «У нас сегодня бывают сотни коллег из десятков городов страны и мира, и они видят, что каждая школа — это точка выхода в единую московскую систему образования, объединённую общегородскими возможностями и проектами. Например, „Московская электронная школа“ усиливает каждого учителя, а значит, и каждую школу», — сказал Исаак Калина. Сегодня школьникам доступны не только классные занятия и некоторые экскурсии. Они могут принимать участие в таких проектах, как «Университетские субботы», «Кружок от чемпионов» и т. д. В Москве работает и эффективная система повышения квалификации учителей, что также улучшает качество образования: она удобна для самих педагогов и основывается на результатах школьников. «Именно поэтому результаты учеников стали целью в любой московской школе», — подчеркнул начальник столичного Департамента образования.

Детям доступны не просто кабинеты химии, физики и биологии, а самые настоящие лабораторные комплексы. Трансформируемые пространства позволяют как ученикам, так и учителям по максимуму использовать залы, классы, зоны отдыха. Всё это дает им возможность успешно совмещать традиционные занятия с групповыми, например, лекциями. Всё это высокоэффективно развивает творческие способности юных москвичей и учит их мыслить нестандартно.

Также современные столичные школы выгодно отличаются цифровым оснащением. Учителя и руководство столичных школ уже сейчас формирует будущую реальность. Важной приметой времени сегодня называют активное развитие проекта «Московская электронная школа». Все учителя, ученики и их родители имеют доступ к электронной платформе, где размещены учебники в цифровом виде, задачники, самоучители, сценарии уроков.

«В этом году мы ставим новую перед собой задачу: за учебный год, до 1 сентября следующего года (2017 — прим.ред.), полностью обновить информационную базу московского образования. Это и новые ноутбуки, и новые компьютеры, и новые интерактивные доски, и Wi-Fi, скоростной интернет и т. д. И самое главное — создание электронной платформы сценариев уроков, планов проведения, методических пособий, самых современных педагогических образовательных материалов, которые возможно только создать», — сказал мэр Москвы Сергей Собянин.

Ранее уже было создано около 1,5 тысячи сценариев уроков. «Но за последние полгода вместе с вами, с учителями Москвы, с коллективами школ, было создано уже несколько десятков тысяч таких образовательных пособий, сценариев уроков, самые современные материалы, которые сегодня пользуются популярностью не только в московских школах. Сегодня мы готовим вместе с Министерством образования соглашение, по которому тот опыт, который накапливается у нас, должен быть востребован в других российских регионах и школах», — заметил Собянин.

Досуг детей также разнообразен. После уроков все учащиеся могут посещать различные кружки и секции, причём многие из них действуют непосредственно в школах. Это и спортивные занятия, и вокал, и танцы — словом, выбрать занятие на свой вкус совсем не проблема.

На вершине рейтинга

Все прилагаемые усилия со стороны города, а также активность учителей, учеников и их родителей не проходят даром. Все результаты отобразились в рейтинге школ Москвы. В этом году, как говорят эксперты, он был составлен, базируясь на 8 блоках показателей. Важными из них были результаты сдачи ОГЭ (основного госэкзамена) и ЕГЭ. Кроме того, на место в рейтинге оказывали своё влияние и места, полученные на олимпиадах, работа с детьми с ограниченными возможностями и использование городских социальных и культурных ресурсов. Кроме того, учитывали и показатели соревнований JuniorSkills Russia, WorldSkills Russia и Всероссийской олимпиады профессионального мастерства и чемпионата «Абилимпикс». Стоит учитывать и тот факт, что образовательные учреждения, попавшие в рейтинг, уделяют много внимания спорту, работе дошкольных учреждений и профилактике правонарушений. Эксперты утверждают: главное правило при составлении рейтинга — фиксация не условий обучения, а определённых результатов. Так, например, наличие бассейна в школе отходит на второй план перед конкретными результатами того или иного ребёнка в образовательной деятельности.

На первом месте ТОП-300 лучших школ Москвы оказался лицей Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». На втором месте Лицей № 1535, на третьем — школа № 179 Московского института открытого образования.

Электронные технологии

Школы Москвы активно обеспечиваются всеми необходимыми материалами и обновляют техническую базу. Сейчас приоритетное развитие получает проект «Московская электронная школа». «Мы провели эксперимент, создали платформу и дали возможность нашим учителям самим разрабатывать сценарии и загружать на эту платформу. В результате в короткие сроки мы получили 48 тысяч сценариев, из которых 8 тысяч уже проверены и находятся в открытом доступе. Это был своего рода прорыв, мы поняли, что это тот путь, по которому мы должны идти», — сказал Сергей Собянин. Он отметил, что данный проект — это ещё один шаг на пути повышения качества образования, создания новой учебной среды, которая будет более эффективной, интересной и адаптированной к реалиям современной жизни.

«„Московская электронная школа“ не заменяет учителя, а является его надёжным помощником, качественным инструментом, с помощью которого урок становится очень динамичным и интересным», — добавил директор школы № 2096 Илья Новокрещенов. С помощью такой платформы можно существенно сэкономить время на подготовку к уроку и проверку работ детей.

Несколько десятков учителей уже получили гранты за участие в создании контента этой системы. Сергей Собянин пояснил: «Главными оценщиками этого контента, на наш взгляд, должны являться потребители: сами учителя». Чем больше педагогов включат те или иные элементы сценария в свой урок, тем выше будет рейтинг этого сценария, и тот, кто его создал, получит грант. «Мы уже запустили систему грантов для учителей, как сказал Сергей Семёнович. Мы её сейчас доработаем, для того чтобы включиться могли уже не только учителя, расширим, чтобы могли участвовать все», — добавил руководитель Департамента образования Исаак Калина.

Город хочет сделать эту платформу более открытой, чтобы любые ИТ-специалисты, программисты или компании могли загружать свои сценарии уроков. Так, в проект включатся не только профессиональные педагоги, но и те, кто просто увлечён образовательной деятельностью. Сергей Собянин пригласил к сотрудничеству и учащихся школ, и студентов. 

Несомненным плюсом современных московских школ являются электронные дневники и журналы. Сегодня ими пользуются свыше 400 тысяч уникальных пользователей. Для родителей такая система — настоящая находка: время утерянных дневников и вырванных с целью скрыть плохую оценку или замечание учителя страниц прошло. Родители могут сразу увидеть, чем занимаются их дети, какие уроки им заданы, какие оценки они получили и т. д.

Бесплатные музеи

С 1 сентября стартует в Москве и новая образовательная программа: бесплатные посещения музеев школьниками. Сергей Собянин отметил, что решение сделать музеи Москвы бесплатными для городских школьников было принято с целью улучшить объединение образовательной программы с культурными возможностями столицы. Всего будет доступно для бесплатного посещения школьниками 90 культурных объектов города. Учителя смогут организовывать здесь тематические уроки, наглядно объясняя тот или иной материал. Школьникам же не придётся ждать назначенного определённого дня для экскурсии: ходить по культурным объектам они смогут в любой удобный день. Эксперты уверены, что проект позволит уже в первый же год повысить количество визитов в музей на 30%. Считается, что музейный досуг повысит образованность школьников, станет отличной альтернативой компьютерным играм, смартфонам и соцсетям.