Гармоничное фото. Как использовать «правило третей»

JaturunThakard / Shutterstock.com

Опытным путём художники определили, что композиция будет приятной для глаза, если объекты расположить на определённом удалении друг от друга, а также от края холста. Пропорции такого расположения были вычислены и названы «золотым сечением». Упрощённо эти исчисления называются «правилом одной трети». Иными словами, человек считает гармоничным соотношение 3:1.

   
   

В качестве примера рассмотрим известную картину Исаака Левитана «Март». Если разделить холст на три части, как по вертикали, так и по горизонтали, то можно обнаружить, что расположение объектов не хаотично, а подчинено этому правилу. Прежде всего взгляд падает на лошадь, стоящую возле крыльца. По той простой причине, что голова животного находится на пересечении линий, образующих приятные глазу пропорции. Эти пересечения называются узлами внимания. Именно в этих местах художник или фотограф стараются разместить объекты, на которые зритель должен взглянуть прежде всего. Поэтому, рассматривая картину «Март», мы сначала видим лошадь и лишь потом замечаем скворечник, непонятно как закреплённый на самой верхушке дерева, или ставню, неловко прислонённую к крыльцу. Но на этом использование правила золотого сечения не заканчивается — заснеженная земля занимает нижнюю треть холста, а тёмные хвойные деревья, которые зрительно уравновешивают яркую стену дома, изображены на линии, отделяющей левую треть картины.

И. Левитан. «Март».

Если вы фотографируете пейзаж или отдельное растение, то не делайте стандартную ошибку начинающих фотолюбителей, которые располагают объект по центру кадра. Например, будет лучше, если линия горизонта станет проходить по линии, которая делит кадр на треть или на две трети, но не по центру. Вертикальные объекты (стволы деревьев, стебли растений) грамотнее размещать вблизи линий, которые делят кадр вертикально на три части. Если объекты небольшие, то помещайте их в узлах внимания, на пересечении линий золотого сечения. В некоторых фотокамерах есть функция, которая выводит на экран или видоискатель эти линии, делящие кадр на девять частей.

На фото изображён бересклет крылатый. Своей яркой осенней окраской он контрастирует с ещё по-летнему зелёным газоном. Можно было бы поместить его в центр кадра. Но тогда снимок получился бы банальным, неинтересным. В данном случае он помещён в правый нижний узел внимания. Яркий куст бересклета зрительно уравновешивает деревце краснолистного клёна, которое растёт на заднем плане.

Бересклет крылатый. Фото: Из личного архива/ Сергей Светлов

Конечно, использование только «правила одной трети» не сделает ваши снимки шедеврами, но оно поможет скомпоновать кадр в соответствии с законами гармонии, а именно это в первую очередь отличает фотки неопытных любителей от художественных фотографий.

Смотрите также: