Экзамен на профессию. Как получить диплом и приглашение на работу?

Фото: Григорий Сысоев / РИА Новости

Россия сохранила лидирующие позиции в математическом и естественно-научном образовании (проверялись учащиеся 4-, 8- и 11-х классов). Да и результаты читательской (и математической) грамотности 9-классников впечатляют.

   
   

Как этого удалось добиться, обcуждали на прошлой неделе в Москве на международной конференции «Результаты международных исследований TIMSS и PISA и факторы, влияющие на изменения в системе образования».

Равные права и возможности

«Положительное влияние на качество школьного образования в России оказало введение новых стандартов, - уверен Сергей Кравцов, руководитель Рос­обрнадзора. - А также введение национальных экзаменов в 11-х и 9-х классах, объективная оценка знаний выпускников на ЕГЭ и работа с результатами этой оценки для решения выявленных проблем». 

А российская столица - один из крупнейших в мире образовательных центров. «У нас воспитанников, учащихся и студентов около 2 млн, больше 200 тыс. человек работают в этой отрасли», - считает мэр Москвы Сергей Собянин.

В городе создана и последовательно внедряется программа улучшения качества образования. «Но много говорят о неравенстве образования, когда сравнивают городские и сельские школы, отдельные регионы, отдельные страны. Как показал анализ ситуации, которая складывалась в Москве, даже в границах одного города неравенство возможностей школьников было огромным, - рассказал С. Собянин. - У нас существовали первоклассные школы мирового уровня и очень много школ, которые не давали должного качества образования. И нашей главной задачей было обеспечить равные права московским школьникам на получение качественного образования. Для этого пришлось в корне изменить систему финансирования образовательных организаций и систему оплаты учителей. Мы последовательно шли к такой схеме, когда все школы стали заинтересованы в учениках, выровнялась система финансирования, которая различалась в 3-4 раза между отдель­ными учебными заведениями. Сегодня педагоги получают зарплату, исходя из количества школьников, которых они учат, и качества обучения, которое дают». 

За последние 5-6 лет в мегаполисе в два раза улучшились все основные базовые показатели школьного образования. Какие? «Это и качество сдачи Единого государственного экзамена, несмотря на то что и сложность этих заданий, и контроль за их сдачей значительно усилились, - уточнил мэр. - Это и количество московских учеников - победителей и призёров Всероссийских олимпиад школьников. Их количество удвоилось. Удвоилось и число образовательных организаций, которые находятся в топ-25, в топ-500 федеральных школ. Все эти показатели говорят о том, что мы двигаемся в нужном направлении».

«Московская система образования последовательно и комплексно реализовала все те идеи, которые были заложены в нацпроекте «Образование», - рассказал Исаак Калина, глава департамента образования Москвы. - Самые приятные цифры - это 214 школ (которые составляют более трети московских школ), чьи ученики становятся победителями и призёрами олимпиад всероссийского уровня. В 2010 г. таких школ было всего 74 на весь город».    
   

Сегодня ­топ-300 московских школ, а в них обучается 63% школьников столицы, дают результаты, сопоставимые с лидирующими образовательными системами мира. И это подтверждено результатами независимых международных исследований.

Экзамен на профессию

По данным департамента образования Москвы, выпуск­ники школ 1960-х успешно справляются с ЕГЭ в 2016-м. «Это означает: что мы проверяем, в какой-то мере застыло в прошлом, - анализирует И. Калина. - Конечно, есть вечные ценности, необходимые навыки, но в то же время мир сегодня даёт возможность и необходимость нашим ученикам осваивать новые компетенции. Но мы проверяем только то, чему учим сами за школьной партой. Всё, что ребёнок осваивает вне школьной парты, не учитывается».

Поэтому было бы здорово, если бы к ЕГЭ добавились другие оценки результатов столичных школьников. Например, второй год действует большой проект «Предпрофессиональные классы» - медицинские (в них обучается более 4,5 тыс. ребят), инженерные (более 9 тыс. школьников), кадетские (10 тыс. кадет). Формируются научно-технологические классы. Но, к сожалению, всё, что ребята освоят, никак не зачтётся им на выходе из школы. А это несправедливо. «И служит демотивацией для учителей, детей и родителей. Ведь родители - прагматичный народ и сразу спрашивают: «А это поможет получить более высокий балл на ЕГЭ?» То, что сегодня дают нашим школьникам эти классы, тоже нужно научиться измерять, учитывать, уважать», - уверен И. Калина. 

Нажмите для увеличения

Как? Разработать на федеральном уровне предпрофессиональный экзамен, который бы учитывал полученные вне школьной программы знания. Такой демонстрационный экзамен уже действует для выпуск­ников колледжей. Он не отменяет итоговую аттестацию. Но ребята вместе с дипломом о среднем профобразовании получат сертификат WorldSkills Russia. Это свидетельство высокого уровня профессиональной подготовки.

Демонстрационный экзамен (по 61 компетенции, соответствующей специальностям учащихся средних профессиональных образовательных организаций) в этом году сдают в 20 регионах нашей страны, в том числе в Москве и области. Зачем это нужно? Для выпускников это возможность подтвердить свою квалификацию в соответствии с требованиями международных стандартов WorldSkills и получить предложение о трудоустройстве уже на этапе выпуска из образовательной организации.

Не все выпускники в этом году будут сдавать такой экзамен, но попробовать решила без малого половина из них.  

Кстати
Движение WorldSkills появилось в 1947 г., когда глава испанской молодёжной организации понял, что стране не хватает опытных рабочих. Сегодня в нём участвуют представители 76 стран, в том числе и Россия. По стандартам WorldSkills проводят чемпионаты профессионального мастерства, а теперь по его методике сдают экзамены.

Смотрите также: